10 способов повысить мотивацию сотрудников

Рассказываем, как побудить персонал работать на достижение целей компании.

29.08.2024
10 способов повысить мотивацию сотрудников

Компании важно работать над мотивацией команды, чтобы работа оставалась эффективной, а сотрудники не теряли интерес к задачам и выкладывались на полную. В статье расскажем, какие виды мотивации существуют, приведём примеры таких мер и разберём, как внедрить систему с нематериальными стимулами у себя в коллективе.

Что такое мотивация персонала

Мотивация персонала — это комплекс материальных и нематериальных мер со стороны компании, которые помогают сотрудникам работать продуктивнее. Вот их основные задачи:

  • повысить производительность и качество работы;
  • удержать персонал и привлечь новые квалифицированные кадры;
  • побудить сотрудников работать на благо компании и поддерживать её интересы;
  • сформировать лояльность к компании.

Мотивация может быть материальной и нематериальной. К материальной мотивации относят первостепенную цель работы — это деньги и всё, что стоит денег.

  • Достойная заработная плата. Оплата труда должна быть справедливой и соответствовать уровню квалификации и профессиональных навыков работника. Если ваши конкуренты предложат более высокую зарплату, они могут переманить сотрудника.
  • Проценты от продаж. Когда вы начисляете проценты от продаж, у ваших работников появляется стимул стремиться к более высоким результатам, ведь теперь от этого зависит и их личный заработок.
  • ДМС. Это вид страхования, который даёт доступ к медицинским услугам, помимо тех, что предоставляет система обязательного медицинского страхования. Когда компания предлагает, например, пройти чекап организма и подтянуть своё здоровье — это показывает заботу о благополучии её сотрудников.

Нематериальная мотивация — это способ поощрить работника, который не связан напрямую с денежными выплатами. Этот вид мотивации основан на удовлетворении психологических и социальных потребностей персонала.

  • Похвала и признание. Чтобы сотрудники знали, что их усилия ценят, надо отмечать достижения и благодарить за успешную работу — не стоит воспринимать их как должное.
  • Карьерный рост. Хоть повышение по службе и может ассоциироваться с материальной мотивацией, возможность вырасти в компании всё же относят к нематериальной. Это стимулирует сотрудников учиться новому, брать на себя больше ответственности и быть заинтересованным в развитии компании.
  • Тимбилдинг. Чтобы сплотить команду и улучшить климат внутри неё, проводите мероприятия, которые помогут коллегам поближе познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке. Это могут быть спортивные соревнования или культурные мероприятия, а также совместные игры или участие в социальных программах. Это приобщит сотрудников к благотворительности и поможет им почувствовать, что они делают что-то значимое и полезное.

Почему сотрудники теряют мотивацию

Заметить, что сотрудники не заинтересованы в работе, нетрудно: эффективность снижается, энтузиазм пропадает, они начинают совершать больше ошибок, игнорировать замечания, опаздывать.

Причины могут быть разными — прежде всего надо выяснить, не связано ли это с личными проблемами работника, и решать этот вопрос индивидуально. Разберём, что может служить причиной в иных случаях:

Обесценивание труда. Сотрудник может вкладывать все усилия в работу, но это остаётся незамеченным, его критикуют за старания и инициативу.

Токсичное руководство или коллектив. Постоянные ссоры и интриги среди сотрудников, тотальный контроль и давление со стороны руководства, отсутствие наставника, к которому можно обратиться за помощью, — всё это демотивирует.

Перегрузка работой и выгорание. Большое количество задач в сжатые сроки приводит к тому, что сотрудник ощущает себя неспособным выполнить весь объём работы, — это снижает мотивацию. Он начинает испытывать стресс, а после критики за пропущенные дедлайны перестаёт стараться.

Отсутствие развития. Для тех, кто стремится узнавать новое и расти, не подойдёт рутинная работа. Если сотруднику не дают возможность реализовать себя, рано или поздно у него пропадёт энтузиазм и желание работать. Это происходит, когда он уже достиг определённого потолка и ему больше нечему учиться: нет новых задач, нет карьерного роста.

Как мотивировать сотрудников: 10 эффективных способов

Разберём, как можно мотивировать ваших сотрудников, и рассмотрим несколько способов.

Проявите заботу о сотрудниках

Давайте полноценно отдыхать. Не претендуйте на личное время работников и сократите количество переработок. Не нагружайте задачами, которые нужно выполнять в личное время, будь то подготовка материалов или обучение. В салоне красоты, к примеру, не стоит просить одного и того же мастера работать допоздна. Так он быстро выгорит и станет хуже выполнять работу.

Создайте комфортные условия труда. Сюда можно отнести удобное рабочее место, здоровую атмосферу в коллективе, современное оборудование. Например, когда у каждого есть личное пространство для работы, условия для отдыха и обеда: спокойное место, кулер с водой, холодильник. Если сотруднику приятно находиться на работе и он чувствует себя в безопасности, ему непременно захочется вернуться.

Предлагайте удалённый или гибридный формат работы. Если задачи позволяют, не привязывайте сотрудников к офису, дайте им возможность выполнять работу из дома.

Например, SMM-специалисту достаточно приходить в салон раз в неделю, чтобы снять контент. А монтировать видео, обрабатывать фотографии, делать посты и общаться с подписчиками он умеет в удалённом формате. Оперативные рабочие вопросы SMM-специалист может обсуждать с руководителем по видеосвязи.

Один из удобных способов легко связываться с коллегами на удалёнке — Яндекс Телемост. Это платформа для видеозвонков без ограничений по времени и с записью разговора. Создайте трансляцию в один клик и подключайтесь без регистрации.

Поощряйте персонал материально

Выплачивайте премии. Премию можно установить за выполнение установленного плана или достижение самых высоких показателей среди остальных. Важно, чтобы сотрудники понимали, за что выплатили дополнительное поощрение: закрытие сложного проекта, привлечение крупного клиента. Тогда будет понимание, что нужно сделать, чтобы вновь получить выплату.

Договаривайтесь о скидках для ваших сотрудников. Компания может предоставить сотрудникам дополнительные скидки на свою продукцию или услуги, а ещё предложить такие же скидки от компаний-партнёров, если они есть. Например, если вы работаете в сфере продаж розничной торговли и сотрудничаете с туристическим агентством, это будет скидка на горячие туры по специальному промокоду для ваших сотрудников, а для них, соответственно, скидка на ваш товар.

Компенсируйте расходы. Это может быть оплата транспорта, служебного автомобиля или бензина для него, особенно когда подразумевается работа с частыми разъездами и командировками. Если сотрудник проводит много времени на телефоне, выделите ему корпоративную сим-карту или оплатите затраты на рабочие звонки, например, если они были в роуминге.

Вкладывайтесь в развитие сотрудников

Хвалите за успехи и достижения. Важно делать это искренне и лично, выделяя конкретные примеры успешной работы. Учитывайте особенности характера разных сотрудников: кому-то комфортнее прочитать сообщение в мессенджере, а не быть звездой на собрании. Например, можно открыто поблагодарить парикмахера, который эффективно ведёт свои соцсети и привлекает клиентов в салон.

Помогайте работать над ошибками. Развёрнутая обратная связь о проделанной работе — это ещё один способ нематериального стимулирования. Фидбэк подсказывает, как человек может исправить свои ошибки. Например, руководитель салона красоты может подсказать мастеру, как лучше разрешить конфликт, если клиент недоволен качеством услуги. Такая обратная связь приободрит коллегу и поможет ему в работе.

Предоставьте возможность учиться. Когда в компании развита система корпоративного обучения (тренинги, воркшопы, курсы), сотрудники получают возможность узнавать новое и развиваться внутри компании. Это могут быть мероприятия, направленные непосредственно на получение знаний по работе, а также выступления приглашённых спикеров из смежных тем, чтобы расширить кругозор сотрудников или поучаствовать в мастер-классах на отвлечённую тему.

Давайте возможность расти. Позволяйте сотрудникам примерять новые обязанности и должности. Так специалист сможет проявить себя и раскрыть таланты. Например, опытный стилист может стать наставником и проводить мастер-классы для коллег.

Как внедрить систему нематериальной мотивации

Разберём, как внедрить систему нематериальной мотивации, чтобы она показывала результаты.

Проанализируйте систему. Чтобы начать, прежде всего изучите текущую ситуацию. Какие способы уже внедрены и работают ли они.

Соберите данные и составьте план. Чтобы разобраться, какое нововведение подойдёт лучше всего, побеседуйте с сотрудниками или проведите опросы. Может, кому-то не хватает обратной связи и ему нужно уделить больше внимания или у сотрудников болит спина от старых офисных стульев.

После получения информации обсудите систему с главами отделов и согласуйте процесс её внедрения в рабочий процесс.

Проверьте работоспособность системы. Попробуйте внедрить изменения только в один отдел или сделайте это частично в разных группах. Например, в коллективе А руководитель будет лично взаимодействовать с сотрудниками, а в группе Б установят кофемашину.

Отследите результаты и внесите корректировки. Дайте возможность сотрудникам высказываться по поводу изменений. На основе обратной связи нужно будет скорректировать систему — что-то доработать, а что-то вовсе отменить.

Примеры нематериальной мотивации

Рассмотрим на примерах, как работает система нематериальной мотивации в разных компаниях.

Яндекс

Компания уделяет много внимания своим сотрудникам. Поддерживает спорт — есть собственный спортзал, который можно посещать в любое время, главное — чтобы офис работал, а в некоторых отделениях есть и зал для йоги. Яндекс приветствует желание своих сотрудников развиваться и предлагает разные курсы и тренинги.

Скриншот 594
У компании широкий выбор учебных программ — всё в одном месте

Lush

Косметическая компания, которая многим известна по производству бомбочек для ванн. Она старается улучшить жизнь своих сотрудников и вне рабочих стен. Например, все сотрудники имеют доступ к программе Health Assured — это платформа, которая предоставляет бесплатные консультации по вопросам психологического здоровья.

Allbirds

Компания по продаже одежды и обуви стремится к экологичности: она использует натуральные материалы и старается сократить выбросы углекислого газа. У неё серьёзные цели и подход к работе, но это не касается её сотрудников. Компания предлагает совместные обеды и вылазки всем коллективом, весёлые мозговые штурмы и вдохновляющие выступления приглашённых гостей.

Скриншот 595
В компании ценят творческий подход и неформальность

Главное о мотивации в 5 пунктах

  • Мотивация сотрудников — это целый комплекс мер, который побуждает сотрудников работать в компании и добиваться крутых результатов для неё. Мотивация может быть материальной и нематериальной. Чтобы эффективно использовать эту систему, необходимо сочетать их вместе.
  • Сотрудники не будут заинтересованы прикладывать усилия к работе, если их воспринимают как должное, заваливают работой без адекватных сроков её выполнения, критикуют и не дают возможности развиваться и показать свои таланты.
  • Есть много разных способов мотивации. Вот некоторые из них: комфортные условия труда и отдыха, достойная оплата труда и материальное поощрение, возможности для профессионального и личностного роста, ДМС.
  • Чтобы внедрить систему мотивации, необходимо проанализировать, как обстоят дела в компании на текущий момент. Выяснить, чего хотят сами сотрудники и что из этого можно воплотить на работе. Чтобы мотивационные меры приносили свои плоды, не забывайте собирать обратную связь от работников: что им нравится, а что им вовсе не требуется.
  • Есть много компаний со своей уникальной культурой, но все они ценят главный ресурс — сотрудников.

Больше советов по выстраиванию эффективной системы мотивации вы найдёте в статье.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы