13 интернет-профессий, которые можно быстро освоить
Разбираем популярные удалённые профессии, ищем плюсы и минусы и оцениваем перспективы.
Разбираем популярные удалённые профессии, ищем плюсы и минусы и оцениваем перспективы.
Есть специальности, которым не нужно долго учиться, чтобы получить первый опыт и необходимые знания для начала работы. Достаточно уметь пользоваться компьютером, искать информацию в интернете и общаться с людьми. Сложно решить, кем работать удалённо, но вакансии с лёгким стартом есть в разных востребованных сферах: диджитал, продажах, SMM или HR.
В статье собрали 13 профессий, которые подойдут и для фриланса, и для работы в штате компании.
Этот формат сотрудничества выгоден бизнесу и сотрудникам: первые могут выбирать кандидатов, не привязываясь к городу или определённой локации, и экономить на офисе. Сотрудник же получает гибкий график и комфортные рабочие условия. Разберёмся, какие удалённые работы сейчас актуальны на рынке труда.
Чем занимается. Продаёт клиентам товары или услуги. Список обязанностей зависит от компании. Специалист работает с текущей клиентской базой, сопровождает сделки и самостоятельно привлекает потенциальных клиентов через звонки и рассылки. Например, сотрудник звонит клиенту, который оставил заявку на услуги или продукты, и рассказывает о преимуществах.
Как стартовать. Чтобы начать работать, не нужно проходить специальные курсы. Часто после трудоустройства есть испытательный срок с обучением, когда новому сотруднику объясняют всё о продуктах компании.
Плюсы. Подойдёт тем, кто любит общаться с людьми и хорошо считывает эмоции собеседника.
Минусы. Уровень дохода напрямую зависит от результата. Чаще всего заработная плата состоит из минимального оклада, выполнения плана или процента от продаж. Начинающему специалисту нужно быть готовым к нестабильному доходу.
Востребованность. По данным hh.ru, менеджер по продажам — самая востребованная профессия в 2023 году. По сравнению с 2022 годом спрос на специалистов увеличился на 51%, а средняя предлагаемая заработная плата выросла до 71,8 тыс. рублей.
Чем занимается. Ресёчер — начальная позиция в HR. Он занимается подбором кандидатов: размещает вакансии, просматривает резюме и отклики, связывается с подходящими претендентами и приглашает их на собеседование. После этого рекрутер проводит интервью, даёт тестовое задание, оценивает опыт и навыки, то есть выбирает среди тех, кто прошёл первичный отбор ресёчером.
Как стартовать. В HR начинают с позиции ресёчера. Для работы понадобится компьютер, стабильный интернет, тихое место дома, чтобы при обзвоне кандидатов ничего не мешало.
Чтобы начать, не нужны специальные знания. Первичный отбор проходит по скриптам, которые составили опытные рекрутеры. Главное — на базовом уровне пользоваться текстовыми редакторами и таблицами. Ещё потребуется составлять понятные вакансии и общаться с кандидатами. Если на старте умеете грамотно и корректно излагать мысли, будет проще.
Получить необходимую информацию для старта в профессии можно самостоятельно, почитав материалы о рекрутинге в интернете, или на специальных курсах. При желании за полгода можно с позиции ресёчера дорасти до рекрутера. В отдельной статье рассказывали, как специалисту инициировать карьерный рост в компании.
Плюсы. Для ресёчеров и рекрутеров открыты все профессиональные сферы. Можно развиваться в разных областях или уйти в более узкую — например, нанимать специалистов в IT.
Минусы. Интровертам не подойдёт сфера HR: в день придётся общаться с десятками человек.
Востребованность. Согласно исследованиям компании «Хантфлоу», 8% респондентов считают рекрутинг одним из самых высококонкурентных рынков. При этом статистика показывает, что специалистов в сфере не хватает: средний срок закрытия вакансии рекрутера в 2023 году составлял 60–90 дней. Для сравнения: в IT-сфере закрывают вакансии за 78 дней, а в сельском хозяйстве — за 108 дней.
Чем занимается. Тестировщик — это специалист, который ищет ошибки в работе программы или сайта, помогает исправить их и проверяет сценарии поведения пользователя.
Как стартовать. Тем, кто хочет стать тестировщиком, придётся научиться разбираться в техниках тест-дизайна, понимать жизненный цикл программы или сайта, знать базу разработки и язык программирования, например Java или Python.
В Сети есть много бесплатных материалов, которые помогут прокачать нужные навыки. Но это сложный и долгий путь для тех, кто хочет учиться самостоятельно и делает это успешно.
Самый быстрый способ получить базу — курсы по тестированию, цена на них начинается от 9 000 рублей. После этого можно начинать поиски работы и углублять знания с помощью бесплатных материалов. Ещё одним вариантом для прокачки после курсов может стать ментор. Он поможет с решением практических задач и ответит на вопросы.
Плюсы. Низкий порог входа в IT-сферу и быстрое обучение — чтобы стать тестировщиком, не нужно учиться пять лет в университете.
Минусы. Тестирование — монотонный и рутинный процесс, который требует концентрации и усидчивости. Из-за высокой конкуренции на рынке будьте готовы, что поиск работы может затянуться.
Востребованность. Количество приложений и сайтов растёт, тестирование требуется в самых разных нишах — от банковского сектора до геймдева и работы с искусственным интеллектом. Именно поэтому в ближайшие несколько лет тестировщики будут востребованы на рынке.
На сайте hh.ru сейчас ищут 4 000 тестировщиков, из них в почти 800 вакансиях не требуется опыт работы. Средняя зарплата джуна на начало 2025 года составляет 63 тыс. рублей.
Чем занимается. Оператор кол-центра работает с холодными звонками — занимается продажами или опросами. Например, сотрудник может прозванивать клиентов, которые посетили автомойку, и спрашивать, как им сервис и что бы они хотели улучшить.
Как стартовать. Для работы из дома нужны наушники, микрофон и тихое место в квартире. Для диалогов с клиентами компании чаще всего выдают готовые скрипты — алгоритмы, по которым специалисты продают товары или предлагают услуги.
Плюсы. Чтобы начать работать, не нужна специальная подготовка, достаточно пройти обучение внутри компании.
Минусы. Часто люди не стесняются в выражениях, когда им звонят с предложениями товаров или услуг, поэтому специалисту нужно терпение, чтобы всегда реагировать вежливо и не отвечать агрессией на грубость.
Востребованность. Рынок контакт-центров постоянно растёт — в среднем на 15–20% в год. Чаще всего люди звонят интернет-провайдерам, в медицинские клиники и больницы, банки, розничные сети и турфирмы. Всем этим бизнесам нужны специалисты кол-центров — можно поискать вакансии в этих сферах.
Зарплата оператора кол-центра складывается из оклада и KPI. По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата оператора — 40 тыс. рублей.
Чем занимается. Специалист, который подбирает изображения для статей, обложек журналов, пабликов и СМИ. Помимо этого, бильд-редактор обрабатывает фотографии: делает цветокоррекцию, ретушь, обрезает под нужный размер, составляет коллажи и слайды, адаптирует фото и картинки под стилистику издания. Ещё он следит за архивом изображений, периодически пополняет и обновляет его, а также общается с фотографами и художниками.
Бильд-редактор координирует работу штатных фотографов и фрилансеров, иллюстраторов, дизайнеров, верстальщиков. Он даёт ТЗ, а также может организовать съёмки и получить аккредитацию для фотографов издания.
Как стартовать. Стоит начать с изучения графических программ Adobe Photoshop и Illustrator. Также не лишним будет освоить основы работы с фотографией и видео.
Важно учесть, что курсов бильд-редактора на рынке практически нет, поэтому стоит рассмотреть смежные — например, по работе с графическими программами.
Плюсы. Стать бильд-редактором можно быстро: нужно уметь организовать людей и работать с фотографиями. При этом в профессии приветствуется креативность и нестандартное мышление: к каждому проекту потребуется индивидуальный подход.
Минусы. У вас будет ненормированный рабочий график и строгие дедлайны, которые нельзя пропускать.
Востребованность. Бильд-редактор — это позиция, которая часто существует только в крупных изданиях и информационных агентствах. В остальных случаях этой работой может заниматься непосредственный исполнитель: автор, редактор или контент-менеджер.
На конец февраля 2025 года на портале «Хедхантер» открыто девять вакансий бильд-редактора. Из них только одна вакансия джуниор-уровня с зарплатной вилкой от 45 до 60 тыс. рублей.
Чем занимается. Менеджер по работе с клиентами общается с теми, кто уже сотрудничает с компанией. Он консультирует заказчиков, презентует товары или услуги, решает конфликтные ситуации, занимается документооборотом. Например, если у клиента сломается кофемашина, недавно купленная в компании, он оформит заявку на вызов мастера и поможет с любыми возникающими вопросами.
Как стартовать. Для начала работы нужно базово понимать, как общаться с клиентами. Можно устроиться на позицию помощника клиент-менеджера и учиться на реальных задачах.
Быстрее стартовать в профессии помогут курсы: вы научитесь создавать клиентский сервис, общаться с клиентами, работать с возражениями, решать конфликты.
Плюсы. Быстрый рост до руководящей должности, если умеете налаживать контакт с людьми и решать конфликтные ситуации.
Минусы. Людям, которые быстро устают от постоянного общения, не подойдёт эта профессия.
Востребованность. По данным опроса «Понимание современного потребителя», 66% покупателей прекратят сотрудничать с брендом из-за плохого обслуживания. Это говорит о том, что клиентский сервис напрямую влияет на продажи, поэтому профессия останется востребованной.
Чем занимается. Оператор службы поддержки помогает клиентам решать возникающие проблемы: консультирует в чате или по телефону. Например, в службу поддержки банка звонит человек, у которого плохо работает приложение. Оператор помогает разобраться, почему это происходит, и пошагово объясняет, как исправить.
Как стартовать. Для звонков понадобятся хорошие наушники, микрофон и тишина вокруг вас. Если поддержка клиентов ведётся в чате, потребуется грамотная письменная речь. Как и для оператора кол-центра, нередко компании выдают операторам службы поддержки готовые скрипты и гайдлайны — алгоритмы, по которым специалисты могут помочь клиентам.
Плюсы. Приходится работать с меньшим количеством негатива, чем в кол-центре. Нет необходимости совершать холодные звонки и предлагать услуги.
Минусы. Нестандартный рабочий график, особенно если компания большая — там поддержка работает круглосуточно. Именно поэтому сотрудники работают в ночные смены, по выходным и праздникам.
Востребованность. Служба поддержки есть у разных сфер бизнеса. Компании дорожат репутацией и не хотят терять клиентов из-за того, что не помогли им с проблемами. На «Хедхантере» почти 1 300 вакансий специалиста службы поддержки. Ищут как крупные компании, так и малый бизнес из разных сфер — от таксопарков до банковского и IT-секторов. Средняя зарплата оператора службы поддержки, по данным ГородРабот.ру, составляет 40 тыс. рублей.
Фриланс — это работа «на себя» с полной свободой, но без социальных гарантий. У фрилансера нет чёткого рабочего графика и стабильного дохода — искать клиентов придётся самому. Рассмотрим, какие онлайн-профессии подходят для начала карьеры.
Чем занимается. Продаёт и продвигает товары компании через торговые площадки: Яндекс Маркет, Ozon, Wildberries, Мегамаркет. Например, индивидуальный предприниматель хочет выйти на маркетплейс. Чтобы самому не заниматься закупкой товаров, оформлением карточек и общением с покупателями, владелец делегирует эту часть работы специалисту.
В задачи менеджера маркетплейсов без опыта обычно входит:
Как стартовать. Нужно быть готовым к большим объёмам информации, хотя бы базово знать Excel и уметь работать с сервисами аналитики. Для старта достаточно понимать, как оформлять карточки товаров, подбирать ключевые слова, грамотно отвечать на отзывы и вопросы покупателей. Чтобы расти в профессии дальше, придётся разобраться в основах маркетинга, научиться писать продающие тексты и освоить SEO.
Менеджером маркетплейсов можно стать самостоятельно: посмотреть бесплатные уроки и вебинары, изучить материалы от экспертов и следить за официальными каналами торговых площадок.
Другой способ — пройти курсы. Выбирайте школу, в которой дают основы профессии, подробную обратную связь и практику в реальных кабинетах продавца. В интернете есть курсы продолжительностью от пары недель до нескольких месяцев.
Чтобы найти первого клиента, поищите вакансии помощника менеджера маркетплейсов. Заработная плата будет меньше, зато получится освоить все необходимые навыки сразу на реальных задачах.
Плюсы. Профессия находится на стыке трёх направлений: закупок, продаж и маркетинга. Подойдёт тем, кто быстро начинает скучать от монотонной работы и нуждается в разноплановых задачах.
Минусы. Придётся быть универсальным специалистом и постоянно обновлять знания сразу из нескольких сфер.
Востребованность. В феврале 2024 года на hh.ru в России было 2 343 вакансии менеджера маркетплейсов с удалённым форматом работы. Средняя зарплата для специалистов без опыта — от 25 тыс. рублей. Есть вакансии ассистентов или помощников — им платят от 15 тыс. рублей.
Чем занимается. Пишет тексты для бизнеса: посты для соцсетей, статьи, тексты для лендингов, письма для рассылки, подбирает иллюстрации или составляет ТЗ дизайнеру.
Как стартовать. Копирайтинг подойдёт тем, кто любит читать и кому тексты не кажутся скучным занятием. Следует изучить бесплатные материалы в интернете, чтобы понимать, как писать коммерческие тексты. На биржах копирайтинга можно взять первые заказы за небольшую оплату для тренировки. Этими работами стоит наполнить портфолио, чтобы откликаться на более интересные и оплачиваемые вакансии. Чтобы всё успевать и работать с разными клиентами, придётся изучить основы тайм-менеджмента.
Плюсы. Разноплановые задачи и большое количество тем: можно писать тексты для разных сфер или специализироваться в какой-то одной — например, в медицине или IT.
Минусы. Низкая оплата в начале карьеры.
Востребованность. В феврале 2024 года на hh.ru в России было 199 вакансий копирайтера с удалённым форматом без опыта работы. Средняя зарплата в них — от 30 тыс. рублей. А ещё Т—Ж провёл в конце 2022 года исследование среди тех, кто зарабатывает на текстах: согласно опросу, средний доход — 87 тыс. рублей.
Чем занимается. Договаривается с блогерами или их менеджерами о размещении рекламы компании, в которой работает. Или продвигает блогера через внешние каналы — например, закупает рекламу в пабликах. Можно работать на одного или нескольких блогеров либо устроиться в рекламное агентство.
Как стартовать. Для начала работы достаточно иметь смартфон. Ещё поможет насмотренность на разных площадках: Телеграм, YouTube, ВКонтакте, — чтобы определить наиболее перспективные места для рекламы.
Плюсы. Свободный график, возможность совмещать несколько проектов и общаться с известными личностями.
Минусы. Необходимость устанавливать границы — например, не отвечать клиентам в нерабочее время. Сложно прогнозировать доход: зарплата складывается из оклада и оплаты за размещение рекламы у блогеров.
Востребованность. По данным агентства WildJam, объём рынка инфлюенс-маркетинга за 2023 год вырос на 25–30% по сравнению с 2022 годом. Бизнесу выгодно размещать рекламу у блогеров: растёт узнаваемость бренда и продажи.
Чем занимается. Куратор — подходящая онлайн-профессия для новичков в EdTech. Специалист сопровождает и мотивирует учеников курса в течение всего обучения. Вот его основные обязанности:
Как стартовать. Нужно уметь общаться с клиентами и быстро разбираться, как пользоваться техническими сервисами вроде GetCourse. Кураторы обычно взаимодействуют с клиентами в Телеграме или другом мессенджере, а собирают информацию в онлайн-редакторе документов. Важно быть организованным и контролировать дедлайны, чтобы успевать выполнять задачи и не подводить учеников курса.
Можно поискать работу специалистом без опыта, чтобы учиться на реальных задачах, или пройти курсы.
В работе куратором часто нет чёткого конца рабочего дня, дела перемешиваются с личными, а вокруг — неформальная обстановка, поэтому важно научиться разделять профессиональные задачи и личную жизнь.
Плюсы. Куратор может устроиться в сфере, которая нравится. В онлайн-школах сейчас обучают разным профессиям — от дизайна до антикризисного менеджмента. Подойдёт тем, кто любит помогать людям и мотивировать их.
Минусы. Онлайн-школы часто предпочитают брать кураторами на новых потоках своих выпускников — тех, кому понравилось обучение, близки ценности команды и кто хочет развиваться в сфере. Именно поэтому поначалу может быть сложно найти подходящую вакансию.
Востребованность. В 2023 году рынок онлайн-школ вырос на 50 млрд рублей. Онлайн-обучение не подвержено сезонности, а по оценкам экспертов, продажи в этой сфере стабильно высокие. При этом почти каждый курс предполагает тарифы с обратной связью — именно для этого и нужны кураторы.
Чем занимается. Модератор — это человек, который следит за порядком на сайте, форуме, паблике во ВКонтакте или телеграм-чате. Он общается с пользователями, решает конфликты между ними, удаляет спам и ботов.
Как стартовать. Этой профессии нигде не учат, люди самостоятельно осваивают необходимые навыки. Единственное, что необходимо будет выучить, — правила площадки, на которой предстоит работать, и внутренние документы клиента.
Чтобы стать модератором нужно быть неравнодушным к проекту и активно участвовать в его жизни, находить общий язык с другими пользователями и помогать им решать проблемы. Например, в играх часто активные игроки, которые помогают проекту в соцсетях, со временем становятся модераторами или комьюнити-менеджерами.
Плюсы. Гибкий график и возможность работать из любого места. К тому же модерации легко научиться, нет чётких и одинаковых требований для всех. Кроме того, можно совмещать с другой работой и подстроить график под себя.
Минусы. Необходимо быть стрессоустойчивым — вам придётся отрабатывать негатив и принимать на себя удар от недовольных пользователей. Также в отрасли не самая высокая заработная плата.
Востребованность. Профессия модератора особенно востребована в сфере социальных сетей, телеграм-каналов, чатов и видеоплатформ. Бизнес хочет контролировать контент, поддерживать комфортную атмосферу в своих соцсетях и удалять из них нежелательные материалы.
На портале hh.ru сейчас 158 вакансий модератора разных направлений. По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата модератора в России за 2024 год составила 50 тыс. рублей.
Чем занимается. Ведёт социальные сети клиента: разрабатывает контент-план, составляет ТЗ для копирайтеров, выкладывает посты, отвечает на комментарии.
Как стартовать. Важно разбираться в основах маркетинга и иметь насмотренность.
Без специальных знаний будет сложно. Контент-менеджер отвечает за то, чтобы цели проекта, которые разработал SMM-маркетолог, были реализованы. Ставит задачи копирайтеру и дизайнеру, проверяет материалы, вносит правки, контролирует, что контент выходит в срок. Для начала лучше самостоятельно изучить бесплатные материалы: вебинары и профессиональные блоги. Если хочется стартовать быстрее, можно поискать курсы. Они помогут получить базу и наработать опыт.
Стоит быть готовым к тому, что клиенты будут беспокоить даже ночью, поэтому важно уметь устанавливать рабочие границы и избегать перегруза.
Плюсы. За несколько месяцев можно стать SMM-маркетологом — самому разрабатывать стратегию продвижения для бизнеса. Профессия позволяет совмещать несколько проектов.
Минусы. Если в команде нет копирайтера и дизайнера, придётся самому писать тексты и подбирать иллюстрации.
Востребованность. Бренды и предприниматели активно развивают соцсети. Сколько у профиля подписчиков — столько потенциальных клиентов, поэтому профессия контент-менеджера останется востребованной.