Чем вредна токсичная продуктивность и как её избежать: 4 совета для трудоголиков
Рассказываем, чем грозят переработки и как выстроить здоровые отношения с работой.
Рассказываем, чем грозят переработки и как выстроить здоровые отношения с работой.
Перерабатывают многие — и линейные сотрудники, и руководители. Засиживаться после рабочего дня, брать задачи домой на выходные, отвечать на телефон в нерабочее время стало для большинства привычным. Но у такого образа жизни есть неприятные последствия.
Часто люди перерабатывают, потому что испытывают внешнее или внутреннее давление: оно подталкивает к тому, чтобы уделять больше времени задачам в ущерб отдыху и личным делам. Вот из чего складывается это ощущение.
«Будешь мало стараться — ничего не добьёшься» — установка, которую многие усвоили в школе. Уже тогда, чтобы поддерживать хорошую успеваемость по предметам, приходилось делать объёмные домашние задания, ходить к репетиторам и на факультативы. Кажется, что на работе тоже нужно выкладываться всегда на 110%.
Если вы когда-либо работали в компании, где задачи не заканчивались ни после рабочего дня, ни в выходные, скорее всего, у вас сформировалась привычка перерабатывать. Безумный темп быстро становится нормой: мы придерживаемся его на новых местах, даже если в этом уже нет необходимости.
С появлением соцсетей мы всё чаще видим «красивую» сторону жизни других людей: они успевают работать, развивать личные проекты, заниматься спортом и встречаться с друзьями. Хочется быть такими же успешными — с этого желания начинаются переработки.
Первые симптомы систематических переработок — усталость и недосып. Они проявляются постепенно: сначала им даже не придают особого значения, но со временем это приводит к заторможенности, появлению ошибок в работе и срыву дедлайнов. Меняется и эмоциональный фон: мы перестаём получать удовольствие от процесса, работа превращается в ненавистную обязанность.
Неудовлетворённость копится и приводит к выгоранию: это физическое и эмоциональное истощение из-за постоянного стресса. Человек теряет аппетит, появляется бессонница, а также могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем.
Исследования показывают, что выгорание может приводить к развитию депрессии. Кроме того, ВОЗ и МОТ выяснили, что такое состояние увеличивает риски инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний.
Отказывайтесь от задач, когда видите, что объём работы уже превышает ваши возможности. Чтобы это не звучало резко, постарайтесь объяснить, почему вы не можете взять на себя больше. Например, так: «Я бы хотел помочь, и мне не всё равно. Но у меня сейчас много других задач, которые в приоритете. А внерабочее время я хочу посвятить отдыху, чтобы сохранять продуктивность. Давай подумаем, как ещё можно решить эту ситуацию».
Предлагайте альтернативные варианты — помочь с другой задачей, которую сможете выполнить быстрее, или найти того, кому можно делегировать работу, — но не беритесь за всё подряд.
Если вам пытаются навязать чувство незаменимости и убеждают, что никто другой не справится с поставленной задачей, — не поддавайтесь давлению. Руководство может высоко ценить вас как специалиста, но это не должно быть оправданием переработок. Распознавать манипуляции проще, если вы чётко знаете свои обязанности и зону ответственности.
Создайте условия, чтобы не возвращаться к делам в нерабочее время. Например, настройте уведомления на телефоне и ноутбуке — так они не помешают отдыху. Возможно, первое время придётся объяснять коллегам, почему вы не прочитали сообщение или не ответили на звонок в восемь вечера, но со временем ваши границы начнут уважать.
Если вы линейный сотрудник, попробуйте выстроить прозрачную коммуникацию с руководителем.
Постарайтесь разобраться, почему вам дают столько задач. Скорее всего, руководитель не успевает многое сам и при этом не видит, что вы уже перегружены. В таком случае предложите пересмотреть объёмы работы или взять дополнительного специалиста в штат. Если понимаете, что руководитель не заинтересован в решении проблемы, стоит задуматься о смене работы.
Показывайте, что уже делаете для компании. Подводите итоги за определённые периоды и отчитывайтесь по результатам. А текущие рабочие дела можно планировать в календаре: откройте руководителю доступ, чтобы он всегда был в курсе вашей загрузки.
Если вы руководитель и постоянно перерабатываете — начните больше делегировать. Это поможет не только вам разгрузить часть своего дня, но и подчинённым — вырасти за счёт новых задач.