Что даёт корпоративная культура и зачем её внедрять
Как корпоративная культура помогает компаниям добиться успеха.
Как корпоративная культура помогает компаниям добиться успеха.
Когда говорят о корпоративной культуре, представляют людей в одинаковых футболках и бейсболках, распевающих гимны во время тимбилдинга. Но это понятие гораздо шире — рассказываем о том, что в него входит и зачем компаниям внедрять единые стандарты.
Простыми словами, корпоративная культура — это ценности, правила поведения и установки, принятые в коллективе. Она определяет, как сотрудники взаимодействуют друг с другом и клиентами.
Корпоративная культура необходима для формирования образа компании: это то, как её воспринимают и видят со стороны. Например, в элитных супермаркетах типа «Азбуки Вкуса» продавцы сами складывают товар в пакеты, и это отличает сеть от магазинов экономкласса. Принципы и правила общения с клиентами также являются элементами корпоративной культуры.
В глобальном смысле всё, что происходит в компании, является составляющими корпоративной культуры. Можно выделить несколько основных элементов.
Миссия и ценности
Миссия — основополагающая идея, которая определяет смысл существования компании, а ценности — это принципы, которые разделяют большинство сотрудников. Например, магазин продуктов для здорового питания «ВкусВилл» формулирует их для себя так: «включённые отношения, вкусные, уникальные и натуральные продукты, забота о себе и о будущем».
Чётко сформулированные и прописанные ценности и миссия помогают при отборе и найме сотрудников. Важно, чтобы в коллективе все разделяли базовые принципы — для слаженной работы и доброжелательных отношений между коллегами.
Символика
Символика работает на узнаваемость компании, создаёт её образ и выделяет из толпы конкурентов. Организации важно создавать атрибуты, которые она может транслировать вовне. Символическими компонентами корпоративной культуры могут быть: фирменный стиль или цвета компании, униформа сотрудников, слоган и логотип.
Всем известен слоган Toyota «Управляй мечтой», который они позже заменили на «Стремиться к лучшему». Логотипы знаменитых компаний также прославились на весь мир: «галочка» Nike или «откусанное яблоко» y Apple. А курьеров Яндекс Еды мы узнаём по жёлтым курткам и сумкам.
Правила поведения
То, что происходит внутри компании, регулируется нормами и правилами поведения. Наличие чётких стандартов влияет на организацию рабочего процесса и качество услуг.
Компания может ввести строгий рабочий график, внедрить систему штрафов или принципиально отказаться от них, прописать сценарии, по которым нужно общаться с клиентами, или определить набор сервисов, которыми будут пользоваться сотрудники. Например, в Яндекс 360 команда пользуется Яндекс Трекером, чтобы все задачи были в одной системе.
Документы
Когда всё, что входит в корпоративную культуру компании, зафиксировано в документах, команда может вернуться к ним при необходимости. Для этого составляют должностные инструкции, кодекс организации, план развития компании, брендбук. Каждый сотрудник должен иметь к ним доступ, чтобы знать, зачем нужны эти стандарты и как они работают. А хранить их удобно в одном месте, например в общей папке на Яндекс Диске.
Функции корпоративной культуры не ограничиваются только созданием благоприятной атмосферы в коллективе. Её возможности гораздо шире, они влияют на многие аспекты жизни организации:
Чтобы привлечь и удержать талантливых специалистов, используют как материальную, так и нематериальную мотивацию. Например, разрабатывают систему премий для лучших сотрудников, дают возможности для карьерного роста и конструктивную обратную связь.
В каждой компании своя корпоративная культура, но есть общие черты, по которым можно выделить несколько её видов.
Одну из самых известных классификаций разработали американские исследователи Камерон и Куинн. Она основана на четырёх противоположных ценностях: гибкость vs стабильность и внутренний фокус vs внешний фокус. В зависимости от того, какое направление выражено больше, они выделили четыре типа корпоративной культуры.
1. Клановая (семейная)
Клановую культуру в двух словах можно описать как: «Мы — семья, а начальник — отец родной». Этот подход актуален для малого и среднего бизнеса, а не для больших компаний. Часто встречается в клиентских сервисах, в сфере услуг или торговли.
Основной ценностью считаются люди. Руководство стремится удержать сотрудников и создать для них лучшие условия: полный соцпакет, бесплатные обучения и другие корпоративные бонусы.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Сотрудники мотивированы и вовлечены в рабочие процессы | Руководитель решает всё |
В коллективе царит доброжелательная, «семейная» атмосфера | Для карьерного роста важнее хорошие отношения с руководством, а не навыки сотрудника |
2. Иерархическая (бюрократическая)
В иерархической культуре всё чётко прописано и строго регламентировано. Такой подход характерен для государственных структур и промышленных предприятий.
Главная цель компании — соблюдать написанные правила и работать по стандартам. Все процессы формализованы. Обычно в таких организациях есть чёткий график работы, обязательный дресс-код, а вопросы можно решить только со своим непосредственным начальником, возможности пообщаться с руководством нет.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Понятные и чёткие процессы | Мало места для творческого и индивидуального подхода к работе |
Высокая стабильность | Негибкость и неготовность к изменениям |
3. Адхократическая
Адхократическую культуру характеризуют гибкость, инициативность и креативность. Чаще всего встречается в продвинутых IT-компаниях или стартапах.
Один из основных элементов адхократического подхода — стремление к инновациям. В них нет строгой иерархии, а все члены команды равны. Сотрудникам доверяют и дают проявлять себя: каждый несёт ответственность за свою задачу.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Нет централизованного начальства | Мало стабильности |
У сотрудников больше свободы | Высокая конкуренция между сотрудниками |
4. Рыночная
Основы рыночной корпоративной культуры — достижение целей и увеличение прибыли. Принято вести агрессивную бизнес-стратегию, это распространено в гигантских торговых сетях.
Для этого подхода важны измеримые результаты — KPI. С теми сотрудниками, которые не выдают нужных показателей, прощаются. В таких компаниях обычно высокая конкуренция, основная мотивация — материальная.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Такие компании достигают значительных результатов | Авторитарное руководство |
Сотрудники усердно работают и выкладываются на максимум | Люди не так важны, как результат |
Не каждую корпоративную культуру можно отнести к одному из этих четырёх типов: чаще всего это микс из нескольких подходов. И даже в рамках компании в одном отделе может быть распространена иерархическая культура, в другом — адхократическая, а объединены они идеей рынка.
Разработать и внедрить корпоративную культуру — это непростая задача. Вот несколько распространённых ошибок, которые могут помешать:
Создание корпоративной культуры — процесс небыстрый. Вот какие шаги надо предпринять на начальных этапах: