Методология Agile в управлении проектами
Разобрались, какие преимущества и недостатки есть у гибкой методологии.
Разобрались, какие преимущества и недостатки есть у гибкой методологии.
При запуске стартапа или нового продукта сложно заранее спланировать задачи, бюджет и сроки. Успех зависит от быстрой реакции на изменения рынка и обратную связь от заказчика и пользователей. В таких условиях помогает методология Agile. В статье рассказываем, каким компаниям подойдёт гибкая методология и как её внедрить.
Agile — это гибкая методология управления проектами, при которой люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Вот основные особенности Agile:
В кафе решили внедрить программу лояльности — по Agile её не разрабатывают целиком в течение полугода, а внедряют почти сразу простую версию и потом дорабатывают её, ориентируясь на отзывы посетителей.
В кафе заметили, что акция со скидкой на третью чашку кофе непопулярна. Поэтому заменили её на более востребованную: шестая чашка кофе в подарок.
Владелец кафе предложил запустить акцию ко Дню защиты детей: каждому ребёнку в этот день дарить фирменный лимонад. Команда оперативно обновила программу лояльности, и акция стартовала уже через пару недель.
Владелец кафе может поручить разработать программу лояльности стороннему маркетинговому агентству. В таком случае ему не придётся вникать в мелкие детали процесса: кто из команды отвечает за продвижение акций в социальных сетях, а кто — за распространение листовок.
Вот несколько примеров, когда стоит выбрать Agile для управления проектами:
Для длительных проектов Agile не подходит. В масштабных проектах, которые идут несколько месяцев, важно иметь структуру и план, контролировать каждый этап. Кроме того, заказчику будет сложно участвовать в обсуждениях каждого этапа с командой.
Не подойдёт Agile и для типовых проектов, где все этапы известны заранее и можно составить план в начале работы. Например, если компании нужно построить несколько однотипных зданий, лучше использовать другую методологию. Например, Waterfall.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность быстро вносить изменения. Agile позволяет адаптировать проект под рыночную ситуацию или требования клиента — для этого не нужно ждать, когда закончится очередной этап. | Отсутствие чёткого плана и структуры. Сложно отслеживать и контролировать процесс. Кроме того, финальный продукт может существенно отличаться от планируемого вначале. |
Снижение рисков. Тестирование функций в процессе выпуска продукта позволит быстро выявить и исправить ошибки. | Акцент на деталях. Команда может увлечься проверкой новых идей, обновлениями и доработкой функций — сосредоточиться на деталях и упустить из виду главную цель проекта. |
Вовлечённость команды. У сотрудников есть возможность проявлять инициативу, экспериментировать и проверять гипотезы. Сотрудники видят результат своей работы на каждом этапе. | Необходимость тесного взаимодействия. Заказчик не всегда готов быть активным участником процесса. Ему может быть некогда вникать во все детали проекта — он хочет получить уже готовый финальный результат. При Agile-подходе активное участие заказчика в обсуждениях — это необходимость. |
Минимум рутины. При Agile-подходе меньше бюрократии, документируют только самые важные процессы. | Зависимость от команды. Она должна оставаться неизменной на протяжении всего проекта. Если уйдёт один из участников, ввести в проект нового будет сложно: он должен будет вникнуть во все детали работы. |
В Agile входит несколько методов управления проектами. Одни из наиболее популярных — Scrum и Kanban.
Scrum. Работа делится на короткие спринты — итерации, которые длятся от 1 до 4 недель. Все задачи выполняет небольшая команда, обычно до 10 человек. Участники самостоятельно определяют, кто за что будет отвечать. Команда ежедневно собирается для обсуждения текущих вопросов проекта. Результатом спринта может являться как часть продукта, так и рабочий продукт целиком, в зависимости от сложности проекта. Затем продукт тестируют и дорабатывают в следующих спринтах.
Kanban. Позволяет сделать работу по проекту наглядной с помощью Канбан-доски. На доске формируют столбцы с этапами: «В плане», «В работе» и «Готово». При необходимости добавляют дополнительные — «На согласовании», «Тестирование» и другие. Затем создают карточки с конкретными задачами. По мере выполнения задач карточки перемещают из одного столбца в другой.
Канбан-команда часто работает без жёстких дедлайнов, хотя желаемые сроки могут быть обозначены. Работа над проектом организована как непрерывный поток задач. Когда участник заканчивает одну задачу, он берёт следующую.
Процесс внедрения можно разделить на несколько этапов: