Что такое товарный знак, зачем он компании и как его зарегистрировать
Всё, что нужно знать о товарном знаке и его регистрации.
Всё, что нужно знать о товарном знаке и его регистрации.
Оригинальное название, эксклюзивный логотип, фирменный дизайн упаковки — всё это может стать товарным знаком. После процедуры регистрации в Роспатенте ни один конкурент не сможет скопировать вас безнаказанно. Если вы развиваете собственный бренд, вкладываетесь в маркетинг и дорожите репутацией — этот гайд о регистрации товарного знака в России для вас.
Товарный знак — это уникальное обозначение продукта, услуги или компании. Чаще всего это логотип, название, этикетка, упаковка, слоган или всё вместе. Например, у Яндекса есть зарегистрированный товарный знак «Маркет» — это название и логотип маркетплейса.
У одной компании могут быть десятки и даже сотни зарегистрированных товарных знаков. К примеру, у компании «Роснефть» их более 140. Всё это — названия разных продуктов и линеек компании, логотипы, иконки приложений и сервисов.
Использовать чужой товарный знак незаконно. Это закреплено в статье 1477 Гражданского кодекса. Чтобы закон начал защищать товарный знак, нужно пройти регистрацию в Роспатенте — федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
После регистрации никто без разрешения правообладателя не сможет пользоваться товарным знаком. Например, после того как Сбербанк зарегистрировал фирменный зелёный цвет, никто в сфере финансовых услуг не может использовать этот оттенок для своего бренда.
Главное требование к товарному знаку — он должен быть уникальным. За выполнением этого условия тщательно следят в Роспатенте. Если предприниматель подаст заявку на регистрацию товарного знака, похожего на уже существующий, ему откажут.
Есть и другие требования. Например, нельзя зарегистрировать названия предметов, которые используют люди (к примеру, «стул», «автомобиль», «кофейня»), аморальные обозначения, символы и имена известных лиц. Полный перечень требований можно посмотреть в статье 1483 ГК РФ.
По данным Роспатента, в России действует более 867 000 товарных знаков. Ежегодно это число продолжает расти. Предприниматели и компании занимаются регистрацией товарных знаков, чтобы:
Кроме того, регистрация товарного знака даёт бизнесу и другие преимущества. Защищённый законом бренд «сдают в аренду» — продают франшизы. Товарный знак можно оценить и поставить на баланс компании. Такой актив увеличит шансы привлечь крупных инвесторов и партнёров. И, конечно, знак компании всегда можно продать и получить прибыль.
Товарные знаки бывают:
1. Словесные — слова, словосочетания, иногда целые предложения. Они могут быть на любом языке. Словесными товарными знаками могут быть названия компаний: Альфа-Банк, Google, Агуша, а также рекламные слоганы. Например, рекламный слоган МегаФона: «МегаФон начинается с тебя».
2. Изобразительные — изображения чего угодно: животных, растений, природных явлений, фигур или цвета. Это могут быть логотипы компаний: Disney, Audi, Nvidia.
3. Объёмные — регистрируют определённую форму товара: бутылку Coca-Cola.
4. Комбинированные — это и изображения, и слова, и что-нибудь ещё. Это может быть логотип с названием, как у ВКонтакте, или лого, название и объёмное (форма леденца) обозначение, как Chupa Chups.
5. Звуковые — это музыка: заставки кинокомпаний, джинглы в начале подкастов или радиопередач. Например, вступительный такт музыки ко всем известной песне «Подмосковные вечера» является товарным знаком радиостанции «Маяк».
Это неполный перечень. Существуют ещё голографические, тактильные, обонятельные и другие товарные знаки. О них можно прочитать в приказе Минэкономразвития.
Уточняем: оформлять права на товарный знак необязательно. Сами предприниматели и компании решают, готовы они в случае возникновения судебных претензий выплатить компенсацию правообладателю и понести убытки или лучше заранее пройти регистрацию и обезопасить себя.
Зарегистрировать знак можно самому или через посредников — патентных поверенных. Это юристы, которые прошли аккредитацию в Роспатенте. Их услуги могут стоить несколько десятков тысяч рублей, зато риски получить отказ минимальны.
Порядок действий для регистрации товарного знака выглядит так:
Определиться, какой тип знака нужен. Напомним, это может быть слоган, логотип, графическая эмблема, форма товара или сразу несколько подвидов.
Проверить товарный знак на уникальность. Сделать это можно на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Чтобы сэкономить время, проверять обозначение на сходство с товарными знаками других компаний лучше по методичке от Роспатента. Именно по этим требованиям уникальность будут оценивать эксперты ведомства.
Выбрать, на какие товары и услуги будет распространяться товарный знак. Сделать это нужно до подачи заявления на регистрацию в Роспатент. В зависимости от вида деятельности фирмы или ИП выбирают определённый класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Это список товаров и услуг, разделённых по группам или классам. Он принят в большинстве стран мира. По классам МКТУ определяют, на какие товары и услуги действует товарный знак. Как это работает, разберём на примере.
Логотип компании Sela — зарегистрированный товарный знак. Он действует для определённых товаров — одежды.
То, что в этот список не входит, товарный знак Sela не защищает. Например, другая компания может производить наборы посуды с таким же названием, это законно.
Выбрать класс МКТУ можно только один раз перед регистрацией товарного знака. Если компания укажет одни товары и услуги, а потом захочет продавать другие под этим же знаком, добавить другие уже не получится. Придётся регистрировать новый товарный знак, иначе не избежать проблем с законом. Обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ и пять страниц товаров и услуг.
Госпошлина за регистрацию товарного знака состоит из нескольких платежей и зависит от количества классов МКТУ, в которых вы хотите защитить обозначение. Платить придётся дважды:
Минимальная стоимость регистрации товарного знака составит 43 500 руб. Рассчитать точный размер пошлины поможет патентный калькулятор.
Вот из каких этапов состоит процесс оформления товарного знака:
Шаг 1. Подать заявку на регистрацию товарного знака. Это можно сделать в бумажном или электронном виде. Документ нужно заполнить по правилам Роспатента.
Заявка должна содержать все необходимые элементы, включая заявление о регистрации, описание обозначения с детальным разбором, перечень товаров, для которых проводится регистрация знака. Одна заявка подаётся только на одно обозначение товарного знака. К примеру, если вы хотите зарегистрировать логотип и слоган компании, нужно оформлять две заявки.
Шаг 2. Дождаться проведения экспертизы. Процедура состоит из двух этапов:
Если в ходе проверки были выявлены нарушения, Роспатент направит официальный отказ. Его можно оспорить в палате по патентным спорам: письменно изложить доводы и собрать дополнительную информацию, чтобы убедить экспертов в возможности регистрации.
Если экспертизы прошли успешно, ведомство направит уведомление о том, что готово зарегистрировать знак. Заявителю нужно оплатить пошлины за регистрацию и выдачу свидетельства. После Роспатент регистрирует товарный знак — публикует сведения об этом в официальном бюллетене.
Шаг 3. Получить свидетельство. Электронную версию пришлют на указанную при регистрации электронную почту, бумажный документ — заказным письмом по указанному при регистрации адресу.
На регистрацию товарного знака обычно уходит около 18 месяцев, при условии что во время процесса эксперты не обнаружат ошибок и недочётов. В таком случае сроки могут затянуться.
Регистрация действует 10 лет, поэтому часто обращаться в Роспатент не придётся. Автоматической пролонгации нет: после окончания срока действия прав нужно заново подавать документы и продлевать регистрацию ещё на 10 лет. Делать это можно сколько угодно.
Иногда товарный знак называют торговой маркой. По смыслу это два одинаковых понятия с той лишь разницей, что термин «торговая марка» используют в англоговорящих странах, в российских законах — нет.
При подаче заявки на регистрацию или защищая права на обозначение товаров и услуг компании, юристы рекомендуют использовать во всех документах термин «товарный знак». Гражданский кодекс не охраняет торговые марки, так же как логотипы и бренды, так как таких понятий нет в законе. Словосочетание «торговая марка» можно использовать в блоге или социальных сетях компании.