Как использовать базу знаний для обучения и онбординга сотрудников

Разбираемся, какую информацию собирать и хранить, чтобы эффективнее адаптировать новичков и обучать сотрудников.

09.01.2025
Как использовать базу знаний для обучения и онбординга сотрудников

Всем работникам периодически нужны инструкции, шаблоны, документы по старому проекту или запись тренинга годовой давности. А когда в коллектив приходят новенькие, приходится отвечать сразу на множество организационных и рабочих вопросов, скидывать стопку материалов и контакты коллег. Чтобы сэкономить время и силы всех сотрудников, для этих целей можно создать базу знаний. В статье рассказываем, как это работает и что нужно для создания.

Что такое база знаний

Корпоративная база знаний — это справочник, где можно найти информацию о рабочих процессах. Все материалы находятся в одном месте и структурированы для быстрого и удобного поиска.

Вот из чего обычно состоит база знаний:

  • Материалы для новичков — инструкции, регламенты, правила поведения в офисе, ответы на частые вопросы
  • Шаблоны документов
  • Ссылки на таск-менеджеры и другие сервисы
  • Обучающие материалы для всех — видеоуроки, учебники, ссылки на полезные ресурсы
  • Оргструктура компании и контакты сотрудников

Как использовать базу для обучения и адаптации сотрудников

Из базы знаний можно сделать полноценный инструмент для самостоятельного обучения новичков и действующих сотрудников.

Улучшить производительность команды. Если рабочие процессы или нововведения приводят к ошибкам, в базу можно выгрузить разбор сложных случаев в формате видеоинструкций или чек-листов. Сотрудникам не придётся отвлекать коллег или руководителей — в любой момент они смогут найти ответы на свои вопросы.

Если работники некорректно составляют отчёты или заявки, добавьте в базу шаблоны этих документов. Каждый сможет скачать их и просто заполнить по образцу. Например, на платформе для баз знаний Яндекс Вики удобно создавать шаблоны и ограничивать права доступа, чтобы никто не внёс изменения в файл.

Скриншот 347
Шаблон можно открыть для скачивания, но ограничить редактирование в базе

Собрать рабочий архив. Интересные кейсы, презентации, отчёты, документы по старым проектам — всё это удобно хранить в одном месте, а не внутри отделов и по личным папкам. Так вся информация остаётся в быстром доступе, а ещё ею удобно делиться с новичками, чтобы они самостоятельно быстро погружались в рабочий процесс. Если кто-то из сотрудников внесёт изменения, уйдёт в отпуск или уволится, важная информация по работе не пропадёт. Платформы для размещения баз знаний предлагают дополнительные инструменты для сохранения информации. Например, в Яндекс Вики все исправления, которые сделали пользователи, сохраняются в истории. Это защищает от потери данных и случайных удалений.

Скриншот 348
В Яндекс Вики можно посмотреть, как менялись текущие страницы и какие файлы удалили

Обучать эффективнее. В базу знаний можно выгрузить все книги и курсы, материалы от ведущих специалистов. Так работники смогут обучаться, когда им удобно, и быстро находить информацию по нужной теме. Например, в Яндекс Вики можно добавлять интересные страницы себе в «Избранное» или подписываться на них, чтобы видеть новые материалы.

Скриншот 350
Чтобы сотрудники обсуждали темы обучения и обменивались полезными ссылками, можно открыть комментарии к странице

Упрощать адаптацию новичков. Не нужно каждый раз заново отвечать на однотипные вопросы. Можно просто дать ссылку на базу знаний, где всё уже есть, а потом разобрать моменты, которые вызвали затруднения. Также аккуратная база знаний создаёт первое приятное впечатление о компании. Например, в Яндекс Вики можно создать чёткую и понятную структуру корпоративной базы, чтобы никто не запутался и последовательно переходил от одного материала к другому.

Скриншот 349
В Яндекс Вики можно создать отдельный раздел для онбординга, чтобы новичок шаг за шагом изучал нужную информацию

Как создать и поддерживать базу знаний

Недостаточно просто собрать файлы в одном месте и дать сотрудникам ссылку. Вот что нужно сделать, чтобы база была удобной и регулярно пополнялась:

  1. Определите цель. Например, чтобы тратить меньше времени на обучение новичков, создают базу знаний для онбординга. Если хотите сделать упор на обучение сотрудников, нужна база знаний с разделами для развивающих материалов и книг.
  2. Выберите площадку и продумайте структуру. Важно сделать понятную навигацию, чтобы любой человек быстро нашёл ответ на свой вопрос и мог легко вернуться на начальную страницу. Например, в Яндекс Вики удобно задавать иерархию страниц и связывать их перекрёстными ссылками.
  3. Наполните базу контентом. Попросите коллег скинуть инструкции, шаблоны и другие документы, которые часто используются в работе. Если таких материалов нет, поставьте соответствующим отделам задачу на их разработку. Например, менеджеры по персоналу могут подготовить памятки для новичков, а специалисты из поддержки клиентов сделать скрипты.
  4. Протестируйте базу. Может оказаться, что сотрудникам сложно найти нужные документы или названия разделов сбивают с толку. Спустя две недели после запуска соберите обратную связь и внесите изменения. Чтобы база знаний была доступна и понятна всем пользователям, проведите обучение и покажите, как ею пользоваться.
  5. Управляйте базой. Назначьте сотрудников, которые будут отвечать за актуализацию информации. Также важно привить людям привычку пользоваться базой — можно публиковать важные новости и материалы только там.

Главное: база знаний для обучения и онбординга

  1. В корпоративной базе знаний хранят информацию, которая упрощает работу.
  2. Базу знаний удобно использовать для онбординга. Не придётся каждый раз отвечать на вопросы про офисную жизнь и рабочие процессы — достаточно дать новичку ссылку на памятки и инструкции.
  3. Можно хранить обучающие материалы и записи вебинаров. А разборы сложных случаев, чек-листы и шаблоны помогут избежать частых и однотипных ошибок.
  4. Чтобы создать базу знаний, надо определиться с целью, выбрать площадку и продумать структуру. Соберите полезные материалы от всех отделов компании.
  5. Выберите сотрудников, которые будут регулярно обновлять данные. Публикуйте эксклюзивные материалы и новости компании, чтобы работники чаще обращались к базе знаний и привыкли к ней.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы