Как компании достигать амбициозных целей при помощи методики OKR
Методика OKR помогает сфокусировать команду на стратегических целях компании. Объясняем, как построить работу по OKR и контролировать её эффективность.
Методика OKR помогает сфокусировать команду на стратегических целях компании. Объясняем, как построить работу по OKR и контролировать её эффективность.
OKR — Objectives and Key Results, что переводится как «цели и ключевые результаты» — это методика постановки амбициозных корпоративных целей. Она помогает синхронизировать работу сотрудников и быстрее решать стратегические задачи бизнеса. Рассказываем, как методика помогает добиваться выдающихся результатов.
Если вы только планируете запуск собственного бизнеса, начните с бизнес-плана. Подробнее о том, как пошагово составить бизнес-план и не допустить частых ошибок, читайте в статье.
OKR состоит из четырёх элементов.
Цели. Это то, чего компания хочет достичь. Цели должны быть амбициозными — вот их признаки:
Например, цель «заработать не меньше, чем в прошлом месяце» не амбициозная. Сотрудники её легко достигнут, в бизнесе практически ничего не изменится.
Ключевые результаты. Результаты, которые помогают понять, достигает ли компания цели или нет.
Чтобы сформулировать ключевые результаты, можно использовать методику SMART. С её помощью они будут понятными и конкретными, на них будет проще опираться.
Задачи. Что нужно сделать, чтобы достичь цели или получить ключевой результат.
Задачей может быть и конкретное действие, и целый проект. Приоритет отдаётся задачам, которые приближают к цели. Остальные замораживаются, даже если это проект.
Такой подход экономит ресурсы и создаёт пространство для поиска нестандартных решений. Сотрудник может протестировать абсолютно любую задачу, но не зацикливается на ней.
Инсайты. Это те выводы, которые сотрудники сделали, пока решали задачи и шли к цели. Они помогают постоянно улучшать результат, масштабировать удачные практики.
Инсайты важно не только анализировать и внедрять, но и сохранять. Это поможет сократить урон от увольнения сотрудников и быстрее растить профессиональный уровень новичков.
Вот пример, какие цели, задачи и результаты по OKR может поставить гипотетическая компания.
Компания ставит амбициозную цель — «увеличить уровень лояльности клиентов на 50%». Чтобы её достичь, сотрудники будут искать новые пути, улучшать сервис и процессы. Компания перейдёт на новый уровень.
Ключевые результаты для этой цели будут такими:
Для достижения результата «По рекомендации друзей приходит на 20% больше клиентов» задачи будут такими:
Инсайты компания выявит, когда все задачи будут закрыты. Например, команда в процессе может выяснить, что человек охотнее проходит опрос, когда ему объясняют, как это улучшит его пользовательский опыт. Это инсайт. Его можно распространить на другие клиентские опросы и внутренние опросы сотрудников.
Топ-менеджмент определяет от 2 до 5 амбициозных стратегических целей для компании. Они должны базироваться на миссии и видении бизнеса.
Например, миссия — создавать IT-продукты, которые поменяют представление о рабочей среде. Видение — мы самая крупная компания сегмента, к которой обращаются лидеры рынка.
Компания определяет, какие цели помогут реализовать миссию и воплотить видение в реальность. В методике OKR цели не ставятся директивно сверху вниз. Они доводятся до команды, сотрудники дают обратную связь и при необходимости вносят корректировки. От половины до двух третей целей команды должны ставить самостоятельно. Это можно делать по такой схеме.
Стратегические цели ставятся на год и разбиваются на квартальные и ежемесячные. Исходя из них каждая команда самостоятельно определяет свои цели на год, квартал и месяц. Для каждой цели определяются 2–4 ключевых результата. После этого каждый сотрудник ставит себе цель, которая поможет команде прийти к нужному результату. Получается дерево целей.
Важное правило: каждый сотрудник должен иметь доступ к общему дереву целей и к целям своих коллег. Только так можно синхронизировать работу подразделений.
Цели регулярно сверяют с реальностью. Если цель неактуальна, от неё отказываются и меняют её на другую.
Сотрудники сами ставят себе задачи — определяют, какими инструментами будут достигать цели. Руководители не вмешиваются, но контролируют, чтобы задачи приближали нужный результат. Такой подход помогает избежать микроменеджмента.
Когда работа над целью завершается, сотрудники обсуждают инсайты и двигаются дальше.
В итоге вся команда знает, над какими стратегическими целями работает, и ставит в приоритет только то, что помогает достичь их быстрее. Все сотрудники понимают, какой вклад вносят в общий результат, что повышает уровень вовлечённости и ответственности.
По этому плану можно двигаться, чтобы внедрить OKR:
Не останавливайтесь, если внедрить OKR не получилось с первого раза. Один из её принципов — «Не бойтесь неудач, пробы и ошибки — это часть процесса». Учтите опыт и попробуйте снова. Когда методику освоит одна команда, постепенно разворачивайте на остальные.
Организации, которые используют Трекер в онлайн-офисе Яндекс 360 для бизнеса, могут создавать цели. Это инструмент для повышения прозрачности бизнеса и эффективности внутренних процессов. Цель описывает желаемый итог работы, к которому стремится команда. Например, увеличение объемов продаж, повышение узнаваемости бренда или улучшение показателей работы. Подробнее о целях в Яндекс Трекере можно узнать в Справке.
Предпринимателей может пугать OKR, потому что непонятно, как оценивать эффективность сотрудников. Но привязывать методику к KPI — плохая идея. Сотрудники будут искусственно занижать цели.
Чтобы обойтись без KPI, есть другие инструменты. Например:
Эти инструменты помогают выполнить одно из главных требований OKR — прозрачность. Команда всегда знает, какие приоритеты расставили подразделения и как идёт работа по задачам. Можно быстро синхронизироваться и адаптировать работу под изменившиеся обстоятельства.