Как написать письмо: правила деловой переписки

Рассказываем, как составить email, чтобы на него ответили.

30.05.2025
Как написать письмо: правила деловой переписки

Правильно оформленное электронное письмо помогает добиться нескольких целей. Отправитель передаст информацию, с большей вероятностью получит ответ и завоюет доверие адресата. Разберёмся, что учесть при написании писем.

Почему важно оформление письма

Первое, что видит получатель, — оформление электронного письма. Это тема, приветствие, расстановка текста, подпись в конце. Рассказываем, почему важно соблюдать правила деловой переписки по электронной почте.

Получатель заинтересуется и откроет письмо. Адресат должен почувствовать, что вы уважаете его время и внимание и позаботились о его удобстве. Поэтому тема должна быть конкретной, но лаконичной.

Получатель дочитает письмо и совершит желаемое действие. Человек при чтении по диагонали должен понять, о чём речь и что от него требуется. Для этого необходимо структурировать текст письма, добавить необходимые вложения, ссылки и иллюстрации.

Отправитель укрепит репутацию. Письма, которые составили с уважением к читателю, повышают доверие к адресанту. Если речь идёт о рассылках или холодных письмах, например с коммерческими предложениями, то единое оформление поможет повысить узнаваемость бренда.

Почта b2b
Узнайте о возможностях

Кому и о чём пишем

Рассказываем, как заполнить поля «Кому» и «Тема».

Получатели письма. В поле «Кому» нужно поставить главного получателя, чей ответ важен. Их может быть несколько. В поле «Копия» — тех, от кого не требуется ответа. Если нужно, чтобы письмо получил кто-то ещё, но его не должны увидеть другие участники переписки, можно указать его адрес в поле «Скрытая копия».

2640х1651 - 1
Нужно учитывать, что иногда адресат из скрытой копии может не получить письмо: некоторые спам-фильтры их удаляют

Тема. Она облегчает поиск и нужна, чтобы получатель сориентировался, о чём пойдёт речь, и решил, когда ему удобно прочитать письмо. Лучше указывать название проектов, стадии работы и точные сроки — например, «Атом: составить план до 18.05».

Что написать в письме

У делового письма есть устоявшаяся структура: имя отправителя → тема → приветствие → суть → вопрос или призыв → подпись → контакты.

Приветствие. Приветствие и обращение обязательны. По умолчанию начинать коммуникацию лучше с обращения на «вы» и обращаться по имени или по имени и отчеству, если адресату так удобнее или он выше по статусу.

Приветствовать можно стандартным «здравствуйте», так как оно не зависит от времени суток и часовых поясов.

Взаимоотношения с адресатомПример удачного обращения Пример неудачного обращения
Отправитель не знаком с получателем, или требуется официальный тонДобрый день, Пётр Петрович! Анна Ивановна, здравствуйте.Уважаемый коллега! Доброго времени суток! Добрейший вечерочек!
Отправитель хорошо знаком с собеседникомПривет, Пётр! Аня, привет.Доброго утречка, коллега! Здорово, Анютик!
Взаимоотношения с адресатомОтправитель не знаком с получателем, или требуется официальный тонОтправитель хорошо знаком с собеседником
Пример удачного обращения Добрый день, Пётр Петрович! Анна Ивановна, здравствуйте.Привет, Пётр! Аня, привет.
Пример неудачного обращения Уважаемый коллега! Доброго времени суток! Добрейший вечерочек!Доброго утречка, коллега! Здорово, Анютик!

Оформление. Когда письмо составлено аккуратно и имеет чёткую структуру, то получателю легко в нём ориентироваться. Он может сначала прочитать ту часть, которая ему нужна в данный момент, а потом вернуться к остальному. Вот несколько базовых правил, как правильно писать электронное письмо:

  • Используйте единый шрифт и цвет, чтобы получателю было удобно читать email.
  • Оставляйте отступы между абзацами.
  • После приветствия введите читателя в курс дела.
  • Соблюдайте оптимальную длину абзаца — от 4 до 6 строк.
  • Добавляйте подзаголовки, если в письме 5 и больше абзацев. Их можно вынести в отдельные строки или оставить в начале абзаца с жирным выделением. Так получатель сможет выбрать, что читать в первую очередь.
  • Каждое новое предложение начинайте с большой буквы.
  • Ставьте внутри предложения запятые, а в конце — точки, в вопросах — вопросительные знаки.
  • Оформляйте в перечень ключевые моменты, например списки.
  • В конце письма добавьте призыв к действию, например попросите подтвердить встречу или назвать срок.

Вложения. Прикрепите нужные документы, перед тем как написать письмо, — так вы не забудете о вложениях. Используйте общедоступные форматы файлов, такие как DOCX или XLS. Называйте их кратко, но понятно, например: «Презентация для встречи 30.05». В письме необходимо упомянуть вложение и указать, что с ним нужно сделать.

2640х1651 - 2
Получатель сможет просмотреть и скачать вложения в ленте писем

Если вложение тяжёлое или важно отследить, что его открыли, можно разместить файл на сайте или во внешнем облачном хранилище, например на Яндекс Диске. А в письме вставить ссылку.

Картинки в теле письма. В деловой переписке можно использовать фотографии, графики, инфографику, схемы, диаграммы. Главное, чтобы они не были картинкой ради картинки. Важно добавлять подписи, чтобы читатель понимал, на что обратить внимание.

2640х1651 - 3
Изображение не должно занимать больше половины письма, а текст и графика на нём должны быть читаемы. Иначе лучше прикрепить его во вложении

Ссылки в письме должны быть рабочими. Стоит добавить к ним информативное, полезное и привлекательное описание. Поэтому вместо «здесь» и «тут», «документ» и «файл», «ссылка» лучше добавлять пояснение, что найдёт читатель, когда перейдёт по ссылке.

Подпись расположена в самом конце письма. Лучше отделять её от основного текста двумя пробелами. Информация об отправителе включает:

  • фамилию и имя или Ф. И. О.;
  • должность и название компании;
  • актуальные контакты для связи (номер телефона, дополнительный email, мессенджеры).

В почтовом сервисе подпись можно настроить автоматически. Например, Яндекс Почта позволяет создать несколько вариантов в зависимости от целей и языка переписки.

2640х1651 - 4
Чтобы изменить подпись в Яндекс Почте, нужно нажать на точки в правом верхнем углу

Сохранение истории. Когда отвечаете на вопрос собеседника, нажмите «Ответить» или «Ответить всем». Так получатели будут видеть историю переписки. Это позволит быстро вернуться к ключевым моментам, а также может стать доказательством в спорных ситуациях.

2640х1651 - 5
Быстро ответить всем участникам переписки можно с помощью горячих клавиш Shift + R

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы