Как незрячий копирайтер работает с цифровыми сервисами

Елена Сичкар поделилась личным опытом и оценила, насколько доступнее стало цифровое пространство за последние 15 лет.

05.11.2024
Как незрячий копирайтер работает с цифровыми сервисами

Чтобы работать онлайн, нужно хорошо владеть компьютером и разбираться в цифровых сервисах. Раньше у незрячих людей такой возможности не было — технологии были недоступны совсем. Но цифровая среда развивается, и теперь можно, например, научиться писать коммерческие тексты.

Меня зовут Елена Сичкар. Я не вижу с рождения, но, несмотря на это, уже несколько лет занимаюсь копирайтингом. Поделюсь своей историей — от первого знакомства с компьютером до работы автором на фрилансе. А ещё расскажу о трудностях, с которыми незрячие до сих пор сталкиваются в онлайн-пространстве.

Яндекс постоянно развивает доступность своих сервисов для незрячих пользователей. Уже адаптированы Браузер, Поиск, Карты и другие. Почта, Диск и Календарь от Яндекс 360 также поддерживают работу с программами экранного доступа.

Впервые познакомилась с компьютером в колледже и захотела научиться на нём работать

До шестого класса я училась дома, а потом пошла в спецшколу для незрячих людей. Программа обучения была нацелена на тех, кто потерял зрение во взрослом возрасте, поэтому оказалась поверхностной. Учили только основным школьным предметам вроде математики и биологии — про работу с компьютером не было и речи.

После школы я поступила в медицинский колледж на специальное отделение для незрячих. Нельзя сказать, что там программа была сделана под нас. Но преподаватели, например, наговаривали лекции на диктофоны, чтобы мы могли их переслушать.

На курсе со мной учился парень Петя, который потерял зрение в позднем возрасте. До этого он хорошо разбирался в компьютерах и не был готов от них отказаться. Он привёз с собой ноутбук и показал нам — так я впервые познакомилась с цифровым миром. Всё это происходило в 2006 году, когда компьютеров ещё не было в каждом доме, поэтому Петя произвёл фурор.

Затем я переехала в Москву и начала ближе знакомиться с новыми технологиями. Появились первые смартфоны, которые перепрошивали, чтобы они «разговаривали». Тогда же я купила ноутбук, провела кабельный интернет и начала самостоятельно учиться. Уже получалось не просто открывать и закрывать окна, но и выходить в интернет, запускать пару программ.

Когда я решила устроиться на работу, то нашла колл-центр, который набирал людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь всех обучали компьютерной грамотности — например, рассказывали о навигации с помощью горячих клавиш. Оказалось, что перемещаться по заголовкам можно при помощи буквы H, по кнопкам — B, по спискам — I. Я засыпала вопросами кураторов, старалась сразу закрепить знания на практике и за три месяца стала уверенным пользователем ПК.

Весь этот опыт помог мне в 2012 году поступить в университет на переводчика с английского и немецкого. Занятия всегда проходили дистанционно, но для меня работать через интернет уже было привычно.

Пробовала себя в разном, выбрала копирайтинг, но чуть не разочаровалась в профессии

После магистратуры я занималась научной деятельностью, но недолго и без особого энтузиазма. В 2022 году ушла из аспирантуры и начала искать занятие, которое приносило бы деньги и было мне по душе. Я не могла работать по профессии, так как в то время даже опытные переводчики с трудом находили проекты, а у меня стаж был совсем небольшим.

Пришла идея — зайти в маркетинг, о котором заманчиво рассказывали в рекламе курсов. Я пробовала разные направления, но быстро понимала, что не все из них мне открыты. Например, я не могу работать таргетологом: рекламные кабинеты недоступны. Не сложилось и с SMM, поскольку социальные сети в большинстве мало адаптированы для незрячих.

В итоге я нашла курсы по копирайтингу и решила записаться на них. Первый опыт оказался неудачным: у обучения не было структуры, темы проходили по верхам. К счастью, я не сдалась и нашла другой курс — с более адекватным подходом и здоровым комьюнити. Здесь мне пошли навстречу и даже немного изменили программу: убрали задание с разработкой лендинга, потому что я могу только написать текст без оформления структуры и иллюстраций.

Без трудностей всё-таки не обошлось. Однажды редактор подумала, что мне проще прослушать аудио, и записала 12 голосовых сообщений с правками. Но для незрячего человека остановить, промотать или ускорить голосовое в Телеграме на iOS — нетривиальная задача. Мне пришлось прослушать всё и потом просить наставника больше так не делать.

На курсе по копирайтингу я научилась работать с онлайн-документами. Сначала думала, что буду разбираться с ними долго, но большое количество быстрых клавиш помогло освоить основные функции. Правда, до сих пор мне приходится пользоваться сервисом с двух устройств: писать текст на ноутбуке, а отвечать на комментарии через смартфон. Переключаться между основным интерфейсом и примечаниями с компьютера неудобно.

Сейчас я работаю коммерческим автором: сотрудничаю с агентством, в котором проходила последнее обучение, беру заказы на фрилансе и веду свой канал, где делюсь историями из жизни незрячего копирайтера.

Открыто говорю, что я незрячий копирайтер, общаюсь с реальными заказчиками и беру новые проекты

Я решила не скрывать, что не вижу, а прямо указать на это — в моём профиле в соцсетях так и написано. Сначала было некомфортно: я боялась негативной реакции клиентов, потому что мои друзья сталкивались с резкими словами в свой адрес. Но пока мне везёт, обращаются хорошие заказчики, которые принимают мои особенности и ценят сделанные тексты.

Я люблю свою работу, хотя в моём случае без сложностей не обходится. Например, мне трудно работать с любыми таблицами, таск-менеджерами и сервисами проверки уникальности:

  • Для чтения информации я использую специальную программу — скринридер. Он может зачитывать определённые строки и столбцы в таблицах, но я заранее не знаю, какие именно ячейки заполнены. Если клиент оставил несколько пустых строк или столбцов и заполнил следующие, я могу это упустить.

То же самое с таск-менеджерами: нужно предупредить, что на меня поставили задачу, иначе я на неё не отреагирую.

  • С сервисами проверки уникальности другая проблема: неуникальный текст они выделяют цветной заливкой. Скринридер об этом не сообщает, поэтому мне приходится открывать на телефоне приложение Be My Eyes, которое с помощью нейросети распознаёт предметы и текст на картинках. Дальше я фотографирую экран и прошу приложение прочитать выделенные фрагменты. Всё это занимает немало времени.

Рада, что появились нейросети и что многие из них адаптированы для незрячих. Например, ChatGPT недавно подписал все кнопки в интерфейсе, чтобы их мог прочитать скринридер, — пользоваться сервисом стало гораздо удобнее. Обычно я использую AI-инструменты для составления подробных планов статей, генерирую отдельные фрагменты и редактирую.

Изначально я не видела себя частью команды и планировала быть фрилансером-одиночкой. Но потом поняла, что смогу брать более сложные и дорогие задачи, если мне будут помогать. Сейчас я сотрудничаю с ассистентом: она взяла на себя подбор картинок и проверку форматирования текста.

По моим ощущениям, цифровое пространство за 15 лет стало доступнее, но это не предел

Ситуация меняется в лучшую сторону — с каждым годом я могу использовать всё больше сервисов для работы. Например, Яндекс 360 адаптирует свои продукты для незрячих и нанимает тестировщиков с ОВЗ. Лично я храню файлы на Диске, созваниваюсь с заказчиками в Телемосте, пользуюсь Почтой. Но не все компании задумываются о том, как сделать их приложения доступными для таких людей, как я.

Недавно я участвовала в небольшой IT-конференции — выступала в секции «Бесит» и рассказывала о том, что в приложениях и сервисах до сих пор остаётся недоступным для незрячих. После доклада разговорилась с девушкой-разработчиком: оказалось, что она даже не задумывалась о том, что программы, которые она делает, нужно специально адаптировать.

Незрячие пользователи тоже покупают подписки на музыку, аудиокниги, игры, заказывают продукты онлайн и товары на маркетплейсах. Тем, кто создаёт IT-продукты, трудно поставить себя на наше место. Поэтому я считаю, что важно говорить о том, что есть люди с особыми потребностями, — чтобы цифровая среда постоянно становилась доступнее для всех.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы