Как выступать на онлайн-встречах, чтобы вас слушали: приёмы для спикеров
Спросили у эксперта по технике речи и ораторскому мастерству Алексея Галишникова.
Спросили у эксперта по технике речи и ораторскому мастерству Алексея Галишникова.
Всё чаще собеседования, совещания, переговоры и питчи проводят онлайн. Удобно, что ради встречи не приходится ехать через весь город, но управлять вниманием собеседников в онлайн-формате сложнее. Как это делать, знает Алексей Галишников — тренер по технике речи и риторике. Он обучил более 170 сотрудников в крупных компаниях, таких как Карусель и Академия красоты ESTEL. В статье Алексей рассказывает об особенностях онлайн-формата, а также делится советами, как удержать внимание коллег.
На встрече в офисе у коллег меньше отвлекающих факторов: рядом не бегают дети и нет домашних животных. Выступающего и слушателя не разделяют физические барьеры. Так проще удерживать зрительный контакт или обращаться к кому-то лично. А ещё получается точно передавать эмоции — собеседникам не приходится рассматривать их через пиксели.
В онлайн-формате одна основная точка опоры — аудиальная. Слушатели в первую очередь обращают внимание на голос. Включённая камера добавляет визуальный ряд. Так у спикера появится больше возможностей понравиться и вызвать доверие, например у новых бизнес-партнёров. А у коллег на регулярных собраниях будет больше причин слушать и следить за происходящим на экране, а не отвлекаться на домашние хлопоты.
Что делать, чтобы слушателям было легче воспринимать вашу речь:
Работайте с тембром голоса. Слишком высокий голос не даёт собеседникам сосредоточиться на информации. Особенно сложно новым людям, которые не привыкли к такому тембру: они вряд ли запомнят что-то из созвона, потому что первое впечатление перетянет на себя голос.
С тембром можно и нужно работать. Например, с помощью упражнения на протяжные слоги. Для этого сделайте глубокий вдох, а на выдохе произнесите протяжно и как можно ниже «бом-м», «бим-м», «бон-н». При этом представьте, что держите во рту шарик от пинг-понга, — так получится придать звукам больше объёма. Если во время долгой «ммм» вибрирует грудная клетка, спина, лопатки, шея, значит, вы всё делаете правильно. Упражнение поможет укрепить голосовые связки и сделает ваш голос приятнее для собеседника.
Меняйте темп и ритм речи. Темп отвечает за скорость речи. Не стоит весь созвон тараторить или говорить слишком медленно. Чтобы держать слушателей в тонусе, темп нужно постоянно менять. Например, быстро пробежаться по планам на встречу в самом начале, а дальше на важных деталях или вопросах замедлиться — так лучше получится донести информацию до коллег.
Ритм — это наша внутренняя активность, которая всегда должна быть высокой. С помощью ритма мы показываем собеседникам, насколько важно обсудить ту или иную идею, как сильно хочется достичь цели. Поэтому даже при низком темпе ритм должен оставаться высоким.
Выделяйте акценты с помощью интонации. Если ваша речь монотонная, слушатели быстро устанут и начнут думать о своём. Важно интонационно выделять важные отрезки. Например, если договариваетесь о новой встрече или устанавливаете сроки подписания сделки — делайте акцент на дате и времени с помощью интонации. Иначе она просто затеряется в потоке речи.
Кроме звука на созвонах нужна и картинка. Лучше сразу сесть на нейтральном фоне, чтобы коллеги не отвлекались на ваш кухонный гарнитур или сладко спящего кота на диване. А ещё можно включить размытие фона — такая настройка есть в сервисах для созвонов.
Когда разобрались с задним фоном, важно подумать и о том, как вы ведёте себя в кадре. На что стоит обратить внимание:
Следите за осанкой и жестами. Визуально всегда легко определить, уверенно человек доносит свою позицию или нет. Если вы сутулитесь, опускаете голову или «вжимаетесь» в плечи, постоянно теребите бумажку в руках или мнёте пальцы — уровень доверия снижается.
Во время созвона стоит сидеть с расправленными плечами и поднятой головой, а руки держать на уровне диафрагмы и жестикулировать, только чтобы подкрепить некоторые тезисы. Улыбка станет приятным завершением визуальной картинки. Так новые партнёры сразу увидят, что перед ними уверенный в себе человек, который при этом добродушно настроен.
Держите зрительный контакт. Важно не просто смотреть в экран, а поднимать глаза в камеру, когда говорите. Так коллеги будут чувствовать, что вы обращаетесь лично к ним, — получится дольше удерживать внимание.
Если нужно договориться с собеседником о планах по проекту или попросить помочь с задачей, стоит смотреть чётко в камеру. Так слушатели увидят, что вы не отвлекаетесь и сосредоточены на деле. А если озвучивать просьбу и параллельно, например, искать в карманах ключи от машины, коллега увидит, что вам не до работы. Рефлекторно он пропустит половину информации.
Когда нужно презентовать проект или заключить контракт, хочется, чтобы всё прошло по плану. Но если вы слишком много думаете о негативных сценариях, в организме начинает вырабатываться кортизол — гормон стресса. Мышцы напрягаются, тревожность растёт, а до созвона остаётся всё меньше времени. Что делать?
Разомнитесь. Вытеснить кортизол помогает адреналин, который можно получить с помощью физической нагрузки. За 15–20 минут до созвона попробуйте поприседать, попрыгать, поотжиматься или постоять в планке. Достаточно 5–7 минут занятий, чтобы тело переключилось и расслабилось. После у вас останется время, чтобы прийти в себя.
Приведите дыхание в норму. При сильном волнении учащается дыхание, а иногда кажется, что не хватает воздуха. Чтобы успокоиться, воспользуйтесь дыхательными техниками. Например, самая распространённая — «4-7-8», где на вдох уходит 4 секунды, на задержку дыхания — 7 и на выдох — 8. Если занимаетесь йогой, можно взять практики оттуда.
Выпейте стакан воды. Во время стресса мы больше обычного теряем воду в организме — становится тяжелее думать, ухудшается общее самочувствие. Вода поможет расслабить мышцы и снять головную боль, а сам процесс питья успокоит нервы перед важным совещанием.
Разработайте план на случай технических неполадок. Техника иногда подводит, и невозможно предугадать, в какой момент это случится. Но можно заранее обговорить с коллегами, что делать, если связь прервётся: например, договориться, что все заново присоединятся к встрече. Вы как спикер уточните, на каком моменте прервалось соединение, и при необходимости повторите часть информации.
Главные рекомендации, чтобы во время созвона удержать внимание коллег или произвести хорошее впечатление на партнёров: