Какой должна быть эффективная система мотивации
Разобрались, какие способы помогут улучшить работу персонала.
Разобрались, какие способы помогут улучшить работу персонала.
Для успешной работы бизнесу нужны активные сотрудники, которым нравится работать в компании. Им интересны задачи, они вовлечены в процесс и чувствуют себя частью команды. Рассказываем, как добиться этого с помощью системы мотивации.
Мотивация — это материальные и нематериальные стимулы, которые побуждают сотрудников работать эффективнее. Людям важно чувствовать, что компания о них заботится, — это касается не только уровня заработной платы, но и наличия дополнительных выгод.
С помощью системы мотивации бизнес может решить несколько важных задач:
Мотивированные сотрудники работают лучше: они заинтересованы в результатах своей работы, более творчески подходят к решению задач. Их нужно меньше контролировать, они более ответственны.
Сотрудники, которые довольны условиями работы и чувствуют заботу компании, более лояльны. Конкурентам сложнее их переманить даже более выгодным по деньгам предложением.
Компания HeadHunter провела опрос и выявила пять основных демотивирующих факторов, по мнению соискателей:
По результатам опроса, из пяти демотивирующих факторов только один напрямую связан с финансами, остальные касаются нематериальной мотивации. Поэтому для эффективной работы сотрудников нужна комплексная система.
Мотивацию персонала делят на две группы: материальную и нематериальную.
Материальная мотивация — это деньги, которые специалист получает за свою работу. Они состоят из постоянной и переменной части. Постоянная — это оклад по договору и оплата отпускных. Переменная часть зависит от результатов работы:
Нематериальная мотивация. В неё входит всё, что получает сотрудник помимо зарплаты и премий. Многие компании предоставляют медицинскую страховку для работника, а иногда и для членов его семьи. Кроме того, руководство может организовать корпоративное обучение. Например, пригласить внешнего консультанта провести тренинги или оплатить сотруднику курсы.
Ещё один способ мотивации — оплата мобильной связи, бесплатные обеды и компенсация транспортных расходов. Некоторые компании могут предоставлять абонемент в фитнес-клуб. Часто руководители поздравляют сотрудников с праздниками: дарят подарки на день рождения, Новый год или 8 Марта.
Все методы стимулирования персонала, материальные и нематериальные, могут быть прямыми и косвенными. Прямая мотивация касается самого сотрудника: заработная плата и премии, социальный пакет, корпоративное обучение. Косвенная — это поддержка и льготы для членов семьи работника. Например, расширенная медицинская страховка, путёвки в дом отдыха и детский лагерь.
Моральная нематериальная мотивация. Некоторые эксперты отдельно выделяют так называемую моральную мотивацию. К ней относятся те поощрения, за которые компания ничего не платит.
Для большинства людей имеет значение не только размер заработной платы и соцпакет. Помимо денег у сотрудников есть также потребность в признании, самореализации и общении, им важен комфортный климат в коллективе. На это и направлена моральная мотивация.
Вот несколько способов такой мотивации:
Часто руководители считают, что достаточно платить сотруднику хорошую зарплату и премии, чтобы он был доволен. Однако работник, которого в компании держат только деньги, в любой момент может уйти, если ему предложат более высокую оплату труда.
Чтобы система мотивации была эффективной, одних денег недостаточно — она должна быть комплексной и включать также нематериальные методы стимулирования.
Выясните потребности коллектива. Если при разработке мотивации не учитывать мнение сотрудников, есть риск ошибиться и выбрать не те меры стимулирования. Такая система может, наоборот, демотивировать людей.
Проведите опрос персонала — он покажет, какие способы мотивации стоит использовать, а от чего отказаться. Не стоит спрашивать сотрудников: «Чего бы вы хотели?», лучше составить список предложений компании и попросить оценить каждый пункт. Например, работники могут выбрать денежную компенсацию вместо бесплатных обедов или предпочесть деньги на мобильную связь вместо оплаты парковки, потому что в основном работают удалённо.
Разработайте универсальную систему мотивации. Лучше, если у сотрудников одного уровня будет одинаковый социальный пакет. Например, все специалисты и менеджеры среднего звена получают ДМС, бесплатные обеды и оплату мобильной связи. Для руководителей подразделений можно включить также медицинскую страховку для членов семьи и предоставление служебного транспорта. Единая система мотивации поможет избежать конфликтов в коллективе.
Применяйте гибкий подход. В некоторых сферах бизнеса хороших профессионалов мало и за них приходится бороться, но невозможно бесконечно повышать зарплату. Чтобы привлечь и удержать редких специалистов, можно разработать для них индивидуальный пакет, который будет учитывать их потребности. Например, это могут быть интересные проекты, возможность удалённой работы или помощь в релокации.
Создайте прозрачную систему. Если у вас есть система KPI, то сотрудники должны знать, как рассчитываются бонусы, чтобы планировать свой доход. Также многие заинтересованы в карьерном росте. Менеджеру важно понимать, что он получит при повышении или переходе в другое подразделение, — в этом случае он будет стремиться сделать больше.
Проводите анализ. Выясните, понимают ли сотрудники цели и задачи, довольны ли они работой в компании или что-то не устраивает. Такую оценку можно проводить ежеквартально — это поможет вовремя увидеть недостатки и скорректировать систему.
Например, руководитель кадрового агентства заметил, что сотрудники закрывают мало вакансий в квартал. Он поговорил с персоналом и выяснил, почему так происходит. Оказалось, что в KPI менеджеров входит также поиск клиентов для агентства, который сильно влияет на доход и отнимает у них много времени. Руководитель изменил систему мотивации — нанял отдельного специалиста по поиску клиентов, и показатели улучшились. Менеджеры стали быстрее находить кандидатов и закрывать вакансии.