Какой должна быть эффективная система мотивации

Разобрались, какие способы помогут улучшить работу персонала.

01.04.2024
Какой должна быть эффективная система мотивацииКакой должна быть эффективная система мотивации

Для успешной работы бизнесу нужны активные сотрудники, которым нравится работать в компании. Им интересны задачи, они вовлечены в процесс и чувствуют себя частью команды. Рассказываем, как добиться этого с помощью системы мотивации.

Что такое мотивация

Мотивация — это материальные и нематериальные стимулы, которые побуждают сотрудников работать эффективнее. Людям важно чувствовать, что компания о них заботится, — это касается не только уровня заработной платы, но и наличия дополнительных выгод.

С помощью системы мотивации бизнес может решить несколько важных задач:

  • Сформировать постоянный штат лояльных сотрудников и снизить текучку персонала
  • Привлечь в компанию нужных специалистов
  • Удержать сотрудников от ухода к конкурентам
  • Повысить качество работы сотрудников

Как система мотивации влияет на производительность персонала

Мотивированные сотрудники работают лучше: они заинтересованы в результатах своей работы, более творчески подходят к решению задач. Их нужно меньше контролировать, они более ответственны.

Сотрудники, которые довольны условиями работы и чувствуют заботу компании, более лояльны. Конкурентам сложнее их переманить даже более выгодным по деньгам предложением.

Компания HeadHunter провела опрос и выявила пять основных демотивирующих факторов, по мнению соискателей:

  • Низкая заработная плата и отсутствие премий и бонусов, так считает 71% опрошенных
  • Неуважительное отношение к труду — 61%
  • Плохой менеджмент — 58%
  • Отсутствие карьерных перспектив — 57%
  • Сложная атмосфера в коллективе — 56%

По результатам опроса, из пяти демотивирующих факторов только один напрямую связан с финансами, остальные касаются нематериальной мотивации. Поэтому для эффективной работы сотрудников нужна комплексная система.

Какие есть способы мотивации сотрудников

Мотивацию персонала делят на две группы: материальную и нематериальную.

Материальная мотивация — это деньги, которые специалист получает за свою работу. Они состоят из постоянной и переменной части. Постоянная — это оклад по договору и оплата отпускных. Переменная часть зависит от результатов работы:

  • Бонусы за завершённый проект или проценты от заключённых сделок
  • Премии за достижение целей, если в компании есть разработанная система KPI, — например, за выполнение плана продаж или привлечение новых клиентов
  • Гарантированные дополнительные выплаты: 13-я зарплата, премии за выслугу лет или за стаж работы в данной компании
  • Разовые выплаты: материальная помощь, поздравления с праздниками

Нематериальная мотивация. В неё входит всё, что получает сотрудник помимо зарплаты и премий. Многие компании предоставляют медицинскую страховку для работника, а иногда и для членов его семьи. Кроме того, руководство может организовать корпоративное обучение. Например, пригласить внешнего консультанта провести тренинги или оплатить сотруднику курсы.

Ещё один способ мотивации — оплата мобильной связи, бесплатные обеды и компенсация транспортных расходов. Некоторые компании могут предоставлять абонемент в фитнес-клуб. Часто руководители поздравляют сотрудников с праздниками: дарят подарки на день рождения, Новый год или 8 Марта.

Все методы стимулирования персонала, материальные и нематериальные, могут быть прямыми и косвенными. Прямая мотивация касается самого сотрудника: заработная плата и премии, социальный пакет, корпоративное обучение. Косвенная — это поддержка и льготы для членов семьи работника. Например, расширенная медицинская страховка, путёвки в дом отдыха и детский лагерь.

Моральная нематериальная мотивация. Некоторые эксперты отдельно выделяют так называемую моральную мотивацию. К ней относятся те поощрения, за которые компания ничего не платит.

Для большинства людей имеет значение не только размер заработной платы и соцпакет. Помимо денег у сотрудников есть также потребность в признании, самореализации и общении, им важен комфортный климат в коллективе. На это и направлена моральная мотивация.

Вот несколько способов такой мотивации:

  • Обратная связь. Многим людям нужна уверенность, что они всё делают правильно и хорошо справляются со своими обязанностями. Когда сотрудник знает, что может получить совет и объективную оценку своей работы, он спокойно выполняет свои задачи и не отвлекается на переживания.
  • Поощрение лучших сотрудников. Для эффективной работы сотрудникам важно знать, что их ценят в компании — их заслуги замечают руководство и коллеги. Некоторые коллективы определяют лучших работников по итогам квартала или года и награждают их, например, именными кубками или размещают фотографии лучших специалистов на стенде.
  • Помощь в адаптации. Не все люди могут быстро влиться в новый коллектив — некоторым трудно адаптироваться, найти общий язык с коллегами. Компании могут проводить мероприятия, которые помогут новым сотрудникам быстрее освоиться. Например, сделать welcome-встречу для новичка — на ней он сможет лучше познакомиться с коллегами и быстрее почувствует себя частью команды. Подробнее про организацию онбординга читайте в отдельной статье.
  • Индивидуальные встречи руководителя с сотрудником. Они важны, чтобы оставаться на связи с подчинёнными, быстро выявлять проблемы и вовремя реагировать. На такой встрече специалист может поднять профессиональные вопросы или поделиться тем, что его беспокоит. Возможно, он захочет обсудить с руководителем сложности, с которыми столкнулся в работе, чтобы вместе найти решение этой ситуации. Как проводить встречи 1:1 — читайте по ссылке.

Как выстроить эффективную систему мотивации

Часто руководители считают, что достаточно платить сотруднику хорошую зарплату и премии, чтобы он был доволен. Однако работник, которого в компании держат только деньги, в любой момент может уйти, если ему предложат более высокую оплату труда.

Чтобы система мотивации была эффективной, одних денег недостаточно — она должна быть комплексной и включать также нематериальные методы стимулирования.

Выясните потребности коллектива. Если при разработке мотивации не учитывать мнение сотрудников, есть риск ошибиться и выбрать не те меры стимулирования. Такая система может, наоборот, демотивировать людей.

Проведите опрос персонала — он покажет, какие способы мотивации стоит использовать, а от чего отказаться. Не стоит спрашивать сотрудников: «Чего бы вы хотели?», лучше составить список предложений компании и попросить оценить каждый пункт. Например, работники могут выбрать денежную компенсацию вместо бесплатных обедов или предпочесть деньги на мобильную связь вместо оплаты парковки, потому что в основном работают удалённо.

Разработайте универсальную систему мотивации. Лучше, если у сотрудников одного уровня будет одинаковый социальный пакет. Например, все специалисты и менеджеры среднего звена получают ДМС, бесплатные обеды и оплату мобильной связи. Для руководителей подразделений можно включить также медицинскую страховку для членов семьи и предоставление служебного транспорта. Единая система мотивации поможет избежать конфликтов в коллективе.

Применяйте гибкий подход. В некоторых сферах бизнеса хороших профессионалов мало и за них приходится бороться, но невозможно бесконечно повышать зарплату. Чтобы привлечь и удержать редких специалистов, можно разработать для них индивидуальный пакет, который будет учитывать их потребности. Например, это могут быть интересные проекты, возможность удалённой работы или помощь в релокации.

Создайте прозрачную систему. Если у вас есть система KPI, то сотрудники должны знать, как рассчитываются бонусы, чтобы планировать свой доход. Также многие заинтересованы в карьерном росте. Менеджеру важно понимать, что он получит при повышении или переходе в другое подразделение, — в этом случае он будет стремиться сделать больше.

Проводите анализ. Выясните, понимают ли сотрудники цели и задачи, довольны ли они работой в компании или что-то не устраивает. Такую оценку можно проводить ежеквартально — это поможет вовремя увидеть недостатки и скорректировать систему.

Например, руководитель кадрового агентства заметил, что сотрудники закрывают мало вакансий в квартал. Он поговорил с персоналом и выяснил, почему так происходит. Оказалось, что в KPI менеджеров входит также поиск клиентов для агентства, который сильно влияет на доход и отнимает у них много времени. Руководитель изменил систему мотивации — нанял отдельного специалиста по поиску клиентов, и показатели улучшились. Менеджеры стали быстрее находить кандидатов и закрывать вакансии.

Коротко о главном

  • Мотивация персонала — это стимулы, которые побуждают сотрудников работать эффективнее. Они бывают материальные — доход сотрудника, и нематериальные — дополнительные льготы и поощрения.
  • Сотрудники, которые чувствуют заботу компании, работают лучше — они заинтересованы в результате и более лояльны по отношению к бизнесу.
  • Чтобы система поощрений была эффективной, она должна сочетать как материальные, так и нематериальные способы стимулирования. При её разработке важно учитывать потребности персонала.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы