Кто такой маркетолог и зачем он бизнесу

Рассказываем простыми словами, чем занимается маркетолог, кто это такой, делимся нюансами по зарплатам и обязанностям.

11.07.2024
Кто такой маркетолог и зачем он бизнесу

Конкуренция в торговле и сфере услуг растёт с каждым годом. Чтобы найти свою аудиторию и выделиться на рынке, любому бизнесу нужен маркетолог — специалист, который продвигает продукцию. Сегодня позиция маркетолога очень востребована — рассказываем новичкам, что делает маркетолог и сколько можно получать на старте.

Чем занимается маркетолог

Работа маркетолога заключается в продвижении товаров или услуг на рынке: он старается сделать так, чтобы компания находила новых покупателей и продавала больше.

Чтобы достичь бизнес-целей, специалист разрабатывает и реализует маркетинговую стратегию. План действий помогает привлечь и удержать клиентов, повысить узнаваемость бренда, улучшить продукт, а за счёт этого нарастить продажи.

Вот что ещё входит в задачи маркетолога.

Исследование рынка и целевой аудитории. Маркетолог оценивает потребительский спрос, изучает потребности и интересы целевой аудитории, сравнивает предложения конкурентов. Данные визуализирует в дашбордах через Yandex DataLens или строит графики, диаграммы в Яндекс Таблицах.

Позиционирование продукта. Специалист выделяет ключевые преимущества продукта, с помощью которых можно отстроиться от конкурентов и занять свою нишу на рынке.

Выбор методов и инструментов продвижения. Маркетолог решает, как распределить ассортимент по каналам продаж, где разместить информацию о бренде и продукте: платно в СМИ, через таргетированную рекламу в интернете, на наружных средствах рекламы, в бренд-медиа.

Планирует бюджет для реализации маркетинговой стратегии. Распределяет бюджет по направлениям деятельности и следит за работой подрядчиков: составляет сметы, медиапланы и итоговые отчёты.

Оценивает эффективность продвижения. Анализирует итоги с помощью бизнес-метрик: цены за действие, стоимости привлечения клиента и рентабельности рекламных вложений. При необходимости корректирует тактику для будущих кампаний.

В профессии маркетолога много разных специализаций: можно углубиться в конкретную сферу и развиваться в ней.

Контент-маркетолог Отвечает за контент на сайте компании, в соцсетях, блогах
Маркетолог-аналитикИзучает рыночные условия, поведение потребителей и конкурентов
Email-маркетологРастит продажи и увеличивает лояльность клиентов через рассылки
Performance-маркетологЗанимается привлечением лидов через разные каналы: РСЯ, таргетированную рекламу, посевы и другие источники трафика. Нацелен на получение конкретных измеримых результатов от кампаний 
Ивент-маркетологПривлекает клиентов за счёт проведения мероприятий: конференций, форумов, кинопоказов

Какие навыки нужны для работы в маркетинге

Чтобы войти в профессию и затем продвигаться по карьерной лестнице, маркетологу нужно прокачать хард-скилы. Вот что понадобится любому маркетологу:

  • Знания в области маркетинга: понимание целевой аудитории, сегментирования, позиционирования, ценообразования.
  • Аналитические навыки: умение собирать и анализировать данные, проводить исследования рынка, чтобы определять эффективные методы продвижения.
  • Умение управлять проектами: способность планировать, организовывать и контролировать выполнение маркетинговых проектов, учитывая бюджет, сроки и ресурсы. Чтобы уложиться в дедлайны и ничего не упустить, можно использовать планировщик задач, например Яндекс Календарь.
  • Знание механизмов настройки рекламы: как работает реклама в разных каналах, какие источники генерируют трафик и как оценивать успех.
  • Навыки работы с контентом: умение работать с рекламными текстами, баннерами, сторис и другими форматами.

Работодатели обращают внимание и на софт-скилы маркетолога: это часто описано в требованиях к соискателю в вакансии.

НавыкПочему он важен?
Коммуникабельность Маркетолог много общается с подрядчиками и коллегами — нужно уметь договариваться и вести диалог
КреативностьВажно действовать не по шаблону и предлагать нестандартные решения, чтобы выделиться среди конкурентов
МногозадачностьУ маркетолога плотный рабочий день, и нужно уметь соблюдать дедлайны и переключаться
Организаторские способностиНеобходимо координировать процессы и работу других людей в условиях ограниченного времени

На каких условиях работает маркетолог

Маркетологи работают в разных сферах бизнеса: от ИТ до розницы и общепита. Формат работы бывает одним из трёх.

В штате компании. Маркетолог контролирует продвижение бизнеса: выполняет какие-то задачи сам, а часть передаёт подрядчикам. Зарплата состоит из оклада, но в некоторых компаниях могут быть премии за выполнение KPI, таких как объёмы продаж, окупаемость вложений в запуск новых продуктов и рекламу.

В команде агентства. Управляет проектами клиентов, которые доверили продвижение агентству. Специалист ведёт одновременно несколько кампаний, погружается в разные сферы бизнеса. Доход в агентстве может быть фиксированным, а может зависеть от количества проектов и достижения KPI.

Как самостоятельный специалист. Маркетологам-фрилансерам чаще всего отдают точечные задачи: настройку рекламы в социальных сетях, организацию email-рассылок или запуск SEO-оптимизации сайта. Этот формат подойдёт тем, кто умеет «продать» свою работу клиентам и организовать процессы.

Штатные маркетологи чаще всего работают из офиса, а на позиции в агентстве или на фрилансе специалист может работать и удалённо. Чтобы оперативно решить срочные задачи с коллегами, можно использовать онлайн-сервисы, например Телемост.

Сколько зарабатывает маркетолог

Зарплата маркетолога зависит от специализации и опыта, а также варьируется в разных регионах России. Например, в Москве, по данным hh.ru, новичок без практики может рассчитывать на зарплату от 45 000 до 90 000 рублей в зависимости от компании, а в Твери — на 30 000–70 000 рублей.

После наработки опыта от года до трёх лет в Москве, по информации hh.ru, зарплата составит 85 000–200 000 рублей, в Твери — 55 000–100 000 рублей.

Скриншот 72
Опытным маркетологам предлагают высокие зарплаты до 350 000–400 000 рублей, если они умеют анализировать рынок, выстраивать полную стратегию продвижения и руководить большим количеством подрядчиков

Как стать маркетологом и вырасти в профессии

Есть несколько способов стартовать в маркетинге: получить высшее образование или окончить курсы и устроиться на работу, а можно сменить роль внутри компании и научиться всему на практике. У каждого варианта входа в профессию есть свои плюсы и минусы.

Способ войти в профессиюПлюсыМинусы
Обучиться маркетингу в вузеМожно получить фундаментальное образование с сильной теоретической базойМало практических навыков, и сложно набираться опыта, а маркетинг стремительно развивается
Пройти профильные курсыКурсы длятся недолго, можно совмещать с работой и параллельно нарабатывать практику.Курсы дают актуальные практические навыки, обучают узким специальностямВремени на курсах может быть недостаточно, чтобы погрузиться в тему глубоко  
Перемещение по горизонтали в компанииЛегко адаптироваться и попасть на позицию внутри, не нужно искать вакансии Придётся приложить много усилий, чтобы обучиться всему самостоятельно   
Способ войти в профессиюОбучиться маркетингу в вузеПройти профильные курсыПеремещение по горизонтали в компании
ПлюсыМожно получить фундаментальное образование с сильной теоретической базойКурсы длятся недолго, можно совмещать с работой и параллельно нарабатывать практику.Курсы дают актуальные практические навыки, обучают узким специальностямЛегко адаптироваться и попасть на позицию внутри, не нужно искать вакансии 
МинусыМало практических навыков, и сложно набираться опыта, а маркетинг стремительно развиваетсяВремени на курсах может быть недостаточно, чтобы погрузиться в тему глубоко  Придётся приложить много усилий, чтобы обучиться всему самостоятельно   

После получения образования и наработки базового опыта можно постепенно развиваться: расти по вертикали, двигаться по горизонтали или открыть своё дело.

Если говорить о росте по вертикали, маркетолог со временем может перейти на позицию ведущего специалиста, начальника отдела, а затем директора по маркетингу.

Горизонтальное продвижение подразумевает переход из одного отдела в другой и развитие в одной из узких ниш маркетинга. Например, если вы работаете еmail-маркетологом, можно освоить навыки работы с текстами и визуалом в других каналах и попробовать себя в роли контент-маркетолога.

Некоторые специалисты с багажом знаний и опытом уходят в самостоятельное плавание и открывают собственное агентство. Чтобы развивать своё дело, понадобятся развитые софт-скилы, инициативность, насмотренность и желание расти.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы