Кто такой PR-менеджер и как войти в эту профессию
Узнайте, чем занимается пиар-менеджер и какую пользу приносит компаниям.
Узнайте, чем занимается пиар-менеджер и какую пользу приносит компаниям.
PR-менеджера часто путают с маркетологом или event-менеджером. На самом деле их обязанности пересекаются, но суть работы отличается. В статье расскажем, кто такой пиарщик и какие навыки ему нужны.
PR-менеджер, или специалист по связям с общественностью, формирует положительный имидж бренда, персоны, продукта или услуги.
PR-специалист не отвечает за продажи, но благодаря его работе бизнес зарабатывает больше. Например, если в СМИ или социальных сетях о компании пишут в негативном ключе, продажи могут упасть. Пиарщик помогает исправить эту ситуацию: рассказывает о том, как компания улучшает сервис, транслирует ценности, распространяет успешные кейсы. Лояльность аудитории растёт, и люди покупают больше.
Менеджеры по связям с общественностью нужны во многих сферах, но в первую очередь в компаниях, которые производят товары и оказывают разные услуги. Часто специалист работает в штате — он полностью погружается в сферу деятельности компании и берёт на себя все функции по пиару.
Многие пиарщики начинают свой путь в PR-агентстве, так они учатся работать с разными проектами и набираются опыта. Через несколько лет специалист может заработать хорошую репутацию и работать на себя.
Обязанности PR-менеджера зависят от задач бизнеса. В одной компании специалист будет писать новости о бренде и договариваться с представителями СМИ о публикациях, а в другой — организовывать пресс-конференции и искать партнёров. Основной список задач включает:
Изучение рынка и конкурентов. Главная цель менеджера по связям с общественностью — сделать компанию заметной в информационном поле. Для этого он должен проанализировать активность других брендов и изучить тренды сферы. Хорошо, если PR-специалист интересуется успешными кейсами, в них можно почерпнуть идеи и переработать их под себя.
Планирование PR-кампаний. Специалист изучает цели, tone of voice бизнеса и подбирает инструменты пиара. Например, для продвижения нового товара компания может участвовать в профильных мероприятиях или устроить ивент. А в кризисной ситуации сделать акцент на экспертных комментариях в медиа. Кроме того, менеджер формирует бюджет всех рекламных мероприятий.
Взаимодействие со СМИ. PR-менеджер ищет подходящие площадки для публикаций и знакомится с их представителями. Интернет-ресурс или печатное издание должны быть релевантными, чтобы контент нашёл свою целевую аудиторию. Обычно у менеджера есть наработанная база контактов, но её нужно постоянно пополнять. Работать можно не только с журналистами, но и с блогерами и лидерами мнений.
Анализ результатов продвижения. Пиар-менеджер оценивает, как целевая аудитория отреагировала на кампанию. Например, он собирает статистику посещений сайта и соцсетей, смотрит количество комментариев. Если эффективность PR-коммуникации недостаточно высокая, специалист корректирует её. После этого он составляет графики и отчёты и презентует их руководству.
Позиция менеджера по связям с общественностью требует много разных знаний и навыков.
Профессиональные умения:
«Мягкие» навыки:
Обладание всеми этими навыками поможет начинающему специалисту наработать опыт и положительную репутацию.
Начинающим PR-менеджерам готовы платить от 30 тысяч рублей. Новичкам стоит обратить внимание на возможность бесплатного обучения в компании. Так специалист сможет быстро наработать профессионализм и вырасти в доходе.
Чаще всего компании ищут специалистов уровня мидл. Уровень зарплат начинается от 50 тысяч в регионах и от 60 тысяч в Москве. Более опытным соискателям предлагают 60–70 тысяч. Жители столицы могут рассчитывать на доход от 75–90 тысяч.
Если вы получили высшее образование в другой сфере, можно пройти переобучение на базе вуза по направлению «Реклама и связи с общественностью». Программы длятся от 8 до 12 месяцев, обучение стоит 100–200 тысяч рублей. Чаще всего в сферу PR переходят из профессий социолога или психолога.
Другой вариант — пройти онлайн-курсы на образовательных платформах. Как правило, это занимает меньше времени и более актуально. Помимо профильных курсов, можно изучить смежные дисциплины, например интернет-маркетинг от Яндекс Практикума. Во время обучения вы создадите реальные проекты, которые сможете положить в портфолио.