Кто такой PR-менеджер и как войти в эту профессию

Узнайте, чем занимается пиар-менеджер и какую пользу приносит компаниям.

21.02.2025
Кто такой PR-менеджер и как войти в эту профессию

PR-менеджера часто путают с маркетологом или event-менеджером. На самом деле их обязанности пересекаются, но суть работы отличается. В статье расскажем, кто такой пиарщик и какие навыки ему нужны.

Кто такой PR-менеджер и где он работает

PR-менеджер, или специалист по связям с общественностью, формирует положительный имидж бренда, персоны, продукта или услуги.

PR-специалист не отвечает за продажи, но благодаря его работе бизнес зарабатывает больше. Например, если в СМИ или социальных сетях о компании пишут в негативном ключе, продажи могут упасть. Пиарщик помогает исправить эту ситуацию: рассказывает о том, как компания улучшает сервис, транслирует ценности, распространяет успешные кейсы. Лояльность аудитории растёт, и люди покупают больше.

Менеджеры по связям с общественностью нужны во многих сферах, но в первую очередь в компаниях, которые производят товары и оказывают разные услуги. Часто специалист работает в штате — он полностью погружается в сферу деятельности компании и берёт на себя все функции по пиару.

Многие пиарщики начинают свой путь в PR-агентстве, так они учатся работать с разными проектами и набираются опыта. Через несколько лет специалист может заработать хорошую репутацию и работать на себя.

Какие задачи у PR-менеджера

Обязанности PR-менеджера зависят от задач бизнеса. В одной компании специалист будет писать новости о бренде и договариваться с представителями СМИ о публикациях, а в другой — организовывать пресс-конференции и искать партнёров. Основной список задач включает:

Изучение рынка и конкурентов. Главная цель менеджера по связям с общественностью — сделать компанию заметной в информационном поле. Для этого он должен проанализировать активность других брендов и изучить тренды сферы. Хорошо, если PR-специалист интересуется успешными кейсами, в них можно почерпнуть идеи и переработать их под себя.

Планирование PR-кампаний. Специалист изучает цели, tone of voice бизнеса и подбирает инструменты пиара. Например, для продвижения нового товара компания может участвовать в профильных мероприятиях или устроить ивент. А в кризисной ситуации сделать акцент на экспертных комментариях в медиа. Кроме того, менеджер формирует бюджет всех рекламных мероприятий.

Взаимодействие со СМИ. PR-менеджер ищет подходящие площадки для публикаций и знакомится с их представителями. Интернет-ресурс или печатное издание должны быть релевантными, чтобы контент нашёл свою целевую аудиторию. Обычно у менеджера есть наработанная база контактов, но её нужно постоянно пополнять. Работать можно не только с журналистами, но и с блогерами и лидерами мнений.

Анализ результатов продвижения. Пиар-менеджер оценивает, как целевая аудитория отреагировала на кампанию. Например, он собирает статистику посещений сайта и соцсетей, смотрит количество комментариев. Если эффективность PR-коммуникации недостаточно высокая, специалист корректирует её. После этого он составляет графики и отчёты и презентует их руководству.

Какие навыки нужны PR‑специалисту

Позиция менеджера по связям с общественностью требует много разных знаний и навыков.

Профессиональные умения:

  • Знание принципов работы SMM и интернет-рекламы. Менеджер должен понимать, какие особенности есть у каждой площадки, как аудитория реагирует на информацию, и использовать это.
  • Навык планирования и управления проектами. Если компания запускает новый продукт, PR-менеджер продумывает стратегию продвижения. Он должен составить список каналов для публикаций, договориться с представителями СМИ и отследить процесс.
  • Базовые знания маркетинга. PR — это часть маркетинга, и часто в компаниях менеджер по связям с общественностью выполняет функции двух специалистов.
  • Копирайтинг. Чаще всего в небольших компаниях специалист сам пишет пресс-релизы. Если бизнес решает заказывать статьи на аутсорсинге, пиарщик должен правильно поставить задачу исполнителю и проверить результат.
  • Веб-аналитика. Нужна для анализа рынка и эффективности продвижения, для этого менеджер использует разные сервисы. Например, Яндекс Вордстат помогает понять, какие запросы популярны у пользователей и как часто они искали бренд или компанию.
  • Знание английского языка. Может понадобиться, если компания взаимодействует с другими странами или планирует выходить на международный рынок.

«Мягкие» навыки:

  • Коммуникабельность. Сфера PR — это прежде всего общение с людьми, поэтому пригодится умение знакомиться и налаживать связи. Также менеджер взаимодействует с другими исполнителями, например дизайнерами и авторами.
  • Креативность. Чтобы выделить компанию в информационном поле, понадобится навык генерировать идеи и яркие PR-кампании.
  • Самоорганизация. У PR-менеджера много разных задач, поэтому он должен уметь планировать своё время и расставлять приоритеты.
  • Любознательность. Чтобы успешно реализовывать PR-кампании, менеджеру важно всегда быть в курсе событий — так он сможет вовремя использовать инфоповоды и новые инструменты.

Обладание всеми этими навыками поможет начинающему специалисту наработать опыт и положительную репутацию.

Сколько зарабатывает пиар-менеджер

Начинающим PR-менеджерам готовы платить от 30 тысяч рублей. Новичкам стоит обратить внимание на возможность бесплатного обучения в компании. Так специалист сможет быстро наработать профессионализм и вырасти в доходе.

1
Начинающих PR-менеджеров ищут в разных сферах бизнеса

Чаще всего компании ищут специалистов уровня мидл. Уровень зарплат начинается от 50 тысяч в регионах и от 60 тысяч в Москве. Более опытным соискателям предлагают 60–70 тысяч. Жители столицы могут рассчитывать на доход от 75–90 тысяч.

Скриншот 484
Тем, кто давно в сфере, крупные компании и IT-стартапы в Москве готовы платить от 100 тысяч

Как стать PR‑менеджером

Если вы получили высшее образование в другой сфере, можно пройти переобучение на базе вуза по направлению «Реклама и связи с общественностью». Программы длятся от 8 до 12 месяцев, обучение стоит 100–200 тысяч рублей. Чаще всего в сферу PR переходят из профессий социолога или психолога.

Другой вариант — пройти онлайн-курсы на образовательных платформах. Как правило, это занимает меньше времени и более актуально. Помимо профильных курсов, можно изучить смежные дисциплины, например интернет-маркетинг от Яндекс Практикума. Во время обучения вы создадите реальные проекты, которые сможете положить в портфолио.

Кратко: кто такой PR-менеджер

  • Это специалист, который создаёт положительный имидж компании.
  • PR-менеджер изучает рынок, планирует стратегию кампаний, взаимодействует со СМИ и анализирует эффективность рекламных мероприятий.
  • Главные навыки менеджера — планирование, знания маркетинга и коммуникабельность.
  • Начинающие специалисты получают от 30 тысяч, опытные — от 50 тысяч рублей.
  • Чтобы стать PR-менеджером, можно пройти обучение в вузе или на образовательных платформах.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы