Омниканальный маркетинг для малого бизнеса: что это и как внедрить
Зачем связывать онлайн- и офлайн-каналы и как это поможет привлекать больше клиентов.
Зачем связывать онлайн- и офлайн-каналы и как это поможет привлекать больше клиентов.
Омниканальный маркетинг — это способ продвигать компанию, при котором все каналы коммуникации с клиентами связаны между собой. Со стороны покупателя любое взаимодействие с брендом становится бесшовным и комфортным. Он может связаться с менеджером по телефону, в мессенджерах, по почте, в соцсетях, а специалист будет в курсе запроса клиента и быстро поможет ему сориентироваться в ассортименте и условиях работы.
Внедрение омниканальной стратегии помогает:
Объединение каналов коммуникации в единую систему повышает удовлетворённость клиентов товарами и услугами, упрощает работу отдела продаж и помогает увеличить общую прибыль компании.
Как это может работать на практике:
Мебельная компания занимается производством кухонь на заказ. Потенциальный клиент собирается делать ремонт в кухне, оценивает стоимость мебели в интернете.
Пользователь видит ссылку на сайт компании в выдаче, переходит на него, смотрит цены. Через несколько недель натыкается на ретаргетинговый баннер, снова заходит на сайт компании и решает подписаться на email-рассылку, чтобы не забыть о понравившемся предложении и получить уведомление о скидках.
Когда человек готов приступить к ремонту, он видит новое письмо от мебельной фабрики, вспоминает о предложении и связывается с менеджером в мессенджере. Клиент отправляет свои пожелания, менеджер в ответ присылает начальную смету и договаривается о замерах.
После завершения сделки человек остаётся подписанным на рассылку. Спустя несколько месяцев он видит письмо со скидками на шкафы или другую мебель, которая ему нужна сейчас. Клиент возвращается в чат с менеджером и снова вовлекается в коммуникацию.
Для коммуникации с клиентами нужны офлайн- и онлайн-каналы.
Офлайн-каналы | Онлайн-каналы |
---|---|
— торговые офлайн-точки: магазины, бутики, офисы, шоурумы; — обзвоны по холодной и горячей базе. | — сайт или лендинг; — соцсети: ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм*; — мессенджеры: Телеграм, Viber, WhatsApp*; — email-рассылки. * Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ |
Вся информация о коммуникациях должна собираться в CRM и относиться к одной карточке клиента, независимо от того, через какие каналы он писал. При повторном контакте менеджеры смогут увидеть предыдущие переписки и сразу начать диалог с покупателем. Если заказчику придётся несколько раз объяснять одно и то же разным менеджерам, он устанет и откажется от сотрудничества.
Перед внедрением омниканальной стратегии необходимо разобраться, какие каналы коммуникации предпочитают клиенты в вашей бизнес-нише. Не нужно пытаться внедрить сразу всё. Например, в B2B эффективным может стать email-маркетинг, так как в сфере активно используют электронную почту для отправки документов. При этом холодные звонки, скорее всего, будут малоэффективны: трудно представить ситуацию, в которой человек купил станок с ЧПУ после звонка от неизвестной ему компании.
Чтобы выбрать каналы связи, которые принесут пользу компании, сначала нужно продумать стратегию омниканального маркетинга.
Чтобы внедрить подход в работу, нужно выполнить 5 шагов:
Проанализируйте аудиторию. Соберите обратную связь от клиентов и на основании этой информации постройте портрет покупателя. В нём необходимо указать:
Стоит отметить каналы коммуникации, которые он использует. В идеале нужно несколько портретов для разных сегментов аудитории.
Разработайте CJM. Customer Journey Map, или карта пути клиента, позволяет понять, какие действия выполняют люди перед совершением заказа. Отметьте точки касания пользователя с брендом и возможные возражения на каждом этапе. Визуализация помогает отыскать ошибки в стратегии коммуникации, улучшить пользовательский опыт и уменьшить отток клиентов.
Например, для фитнес-зала CJM может выглядеть так:
Проработайте коммуникативную стратегию. Поддерживайте единый посыл в коммуникациях, особенно если используете много каналов связи. Определите, какие ценности вы транслируете, какие боли используете и какой эффект обещаете клиентам от покупки товаров или услуг. Внедряйте эти посылы в общение с клиентами, чтобы у них сформировался единый образ бренда.
Создайте воронку продаж. Разработайте схему взаимодействия клиента с компанией. В ней укажите каналы коммуникации, которые используют клиенты и менеджеры, пропишите порядок действий для успешных сделок, проваленных переговоров, повторных контактов с заказчиками.
Перенесите процессы в CRM. Автоматизируйте взаимодействие с клиентами с помощью CRM. Создайте автоматические задачи, которые будут появляться у менеджеров при поступлении заявок, необходимости повторных созвонов и в других ситуациях. Этот инструмент также поможет анализировать эффективность омниканального маркетинга и корректировать стратегию при необходимости.
Анализировать результаты внедрения можно несколькими способами:
Каждый из этих шагов поможет вам понять, нужен ли в компании омниканальный маркетинг или пока что можно сосредоточиться на чём-то одном.
Омниканальный маркетинг позволяет улучшить сервис, привлечь больше покупателей и увеличить прибыль компании. Но чтобы он приносил эффект, нужно:
Следите за бизнес-показателями и корректируйте омниканальную стратегию в зависимости от них, тогда она принесёт компании пользу.