Омниканальный маркетинг для малого бизнеса: что это и как внедрить

Зачем связывать онлайн- и офлайн-каналы и как это поможет привлекать больше клиентов.

25.09.2024
Омниканальный маркетинг для малого бизнеса: что это и как внедрить

Омниканальный маркетинг — это способ продвигать компанию, при котором все каналы коммуникации с клиентами связаны между собой. Со стороны покупателя любое взаимодействие с брендом становится бесшовным и комфортным. Он может связаться с менеджером по телефону, в мессенджерах, по почте, в соцсетях, а специалист будет в курсе запроса клиента и быстро поможет ему сориентироваться в ассортименте и условиях работы.

Какие задачи решает омниканальный маркетинг

Внедрение омниканальной стратегии помогает:

  • Получить больше информации о целевой аудитории. Специалисты лучше понимают, какие каналы связи предпочитают их покупатели, сколько времени они тратят на общение перед заказом, какие вопросы задают.
  • Сделать взаимодействие менеджеров с клиентами персонифицированным. Покупатель не ограничен одним способом связи, а может связаться с компанией удобным для него способом. Менеджер легко находит информацию о предыдущих запросах клиента и сразу предлагает ему нужный продукт или услугу.
  • Повысить показатели удержания клиентов. Омниканальный подход подразумевает повторное вовлечение покупателей в коммуникацию. Благодаря этому люди дольше взаимодействуют с компанией, вырастает LTV — прибыль от одного клиента за весь период сотрудничества.

Объединение каналов коммуникации в единую систему повышает удовлетворённость клиентов товарами и услугами, упрощает работу отдела продаж и помогает увеличить общую прибыль компании.

Как это может работать на практике:

Мебельная компания занимается производством кухонь на заказ. Потенциальный клиент собирается делать ремонт в кухне, оценивает стоимость мебели в интернете.

Пользователь видит ссылку на сайт компании в выдаче, переходит на него, смотрит цены. Через несколько недель натыкается на ретаргетинговый баннер, снова заходит на сайт компании и решает подписаться на email-рассылку, чтобы не забыть о понравившемся предложении и получить уведомление о скидках.

Когда человек готов приступить к ремонту, он видит новое письмо от мебельной фабрики, вспоминает о предложении и связывается с менеджером в мессенджере. Клиент отправляет свои пожелания, менеджер в ответ присылает начальную смету и договаривается о замерах.

После завершения сделки человек остаётся подписанным на рассылку. Спустя несколько месяцев он видит письмо со скидками на шкафы или другую мебель, которая ему нужна сейчас. Клиент возвращается в чат с менеджером и снова вовлекается в коммуникацию.

Какие каналы коммуникации можно задействовать при внедрении омниканального маркетинга

Для коммуникации с клиентами нужны офлайн- и онлайн-каналы.

Офлайн-каналыОнлайн-каналы
— торговые офлайн-точки: магазины, бутики, офисы, шоурумы; — обзвоны по холодной и горячей базе.— сайт или лендинг; — соцсети: ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм*; — мессенджеры: Телеграм, Viber, WhatsApp*; — email-рассылки. * Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ

Вся информация о коммуникациях должна собираться в CRM и относиться к одной карточке клиента, независимо от того, через какие каналы он писал. При повторном контакте менеджеры смогут увидеть предыдущие переписки и сразу начать диалог с покупателем. Если заказчику придётся несколько раз объяснять одно и то же разным менеджерам, он устанет и откажется от сотрудничества.

Перед внедрением омниканальной стратегии необходимо разобраться, какие каналы коммуникации предпочитают клиенты в вашей бизнес-нише. Не нужно пытаться внедрить сразу всё. Например, в B2B эффективным может стать email-маркетинг, так как в сфере активно используют электронную почту для отправки документов. При этом холодные звонки, скорее всего, будут малоэффективны: трудно представить ситуацию, в которой человек купил станок с ЧПУ после звонка от неизвестной ему компании.

Чтобы выбрать каналы связи, которые принесут пользу компании, сначала нужно продумать стратегию омниканального маркетинга.

Как создать омниканальную стратегию

Чтобы внедрить подход в работу, нужно выполнить 5 шагов:

Проанализируйте аудиторию. Соберите обратную связь от клиентов и на основании этой информации постройте портрет покупателя. В нём необходимо указать:

  • возраст,
  • пол,
  • доходы,
  • интересы,
  • мотивы покупки,
  • проблемы, которые покупатель решит с помощью товара или услуги.

Стоит отметить каналы коммуникации, которые он использует. В идеале нужно несколько портретов для разных сегментов аудитории.

Скриншот 187
Пример описания разных сегментов целевой аудитории рекламного агентства

Разработайте CJM. Customer Journey Map, или карта пути клиента, позволяет понять, какие действия выполняют люди перед совершением заказа. Отметьте точки касания пользователя с брендом и возможные возражения на каждом этапе. Визуализация помогает отыскать ошибки в стратегии коммуникации, улучшить пользовательский опыт и уменьшить отток клиентов.

Например, для фитнес-зала CJM может выглядеть так:

Скриншот 189
CJM подскажет, в каких сервисах нужно зарегистрировать компанию, где необходимо улучшить рейтинг, и другие точки роста для бизнеса

Проработайте коммуникативную стратегию. Поддерживайте единый посыл в коммуникациях, особенно если используете много каналов связи. Определите, какие ценности вы транслируете, какие боли используете и какой эффект обещаете клиентам от покупки товаров или услуг. Внедряйте эти посылы в общение с клиентами, чтобы у них сформировался единый образ бренда.

Скриншот 188
Например, Додо Пицца продумала коммуникативную стратегию и прописала правила её использования в брендбуке. Покупатели в любом регионе узнают пиццерию, а у новых франчайзи не возникает вопросов, какие посылы и ценности нужно транслировать. Источник: brandbook.dodopizza.info

Создайте воронку продаж. Разработайте схему взаимодействия клиента с компанией. В ней укажите каналы коммуникации, которые используют клиенты и менеджеры, пропишите порядок действий для успешных сделок, проваленных переговоров, повторных контактов с заказчиками.

Скриншот 190
Если клиент не сразу соглашается работать, можно настроить реактивационные рассылки в мессенджерах или по электронной почте. Это повысит вероятность дополнительных продаж спустя время

Перенесите процессы в CRM. Автоматизируйте взаимодействие с клиентами с помощью CRM. Создайте автоматические задачи, которые будут появляться у менеджеров при поступлении заявок, необходимости повторных созвонов и в других ситуациях. Этот инструмент также поможет анализировать эффективность омниканального маркетинга и корректировать стратегию при необходимости.

Как проанализировать эффективность омниканального маркетинга

Анализировать результаты внедрения можно несколькими способами:

  • Собирайте обратную связь от клиентов: предлагайте им оценить работу компании по какой-либо шкале, фиксируйте, как баллы меняются со временем.
  • Отслеживайте изменения количества клиентов в CRM, общую прибыль по месяцам и LTV.
  • Смотрите за посещаемостью сайта и источниками переходов, для этого добавляйте в ссылки UTM-метки, по которым можно точно определить, откуда клиент пришёл на сайт.
  • Внедрите сквозную аналитику — это комплексный инструмент, который позволяет свести информацию обо всех каналах в единый отчёт. С его помощью можно отслеживать конверсии за любой период до совершённых сделок и полученной прибыли.

Каждый из этих шагов поможет вам понять, нужен ли в компании омниканальный маркетинг или пока что можно сосредоточиться на чём-то одном.

Выводы

Омниканальный маркетинг позволяет улучшить сервис, привлечь больше покупателей и увеличить прибыль компании. Но чтобы он приносил эффект, нужно:

  • внимательно изучать путь клиента и анализировать его потребности;
  • выбирать популярные у целевой аудитории каналы коммуникации;
  • автоматизировать работу с помощью CRM и других инструментов;
  • отслеживать показатели удовлетворённости клиентов и выполнение плана продаж.

Следите за бизнес-показателями и корректируйте омниканальную стратегию в зависимости от них, тогда она принесёт компании пользу.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы