Бизнесу: как защитить персональные данные ваших клиентов
Какая информация считается персональными данными и как не нарушить закон при её использовании.
Какая информация считается персональными данными и как не нарушить закон при её использовании.
Закон устанавливает правила защиты персональных данных, но ответственность за их сохранность лежит на операторе обработки. В статье рассмотрим, что нужно делать организации, чтобы обеспечить целостность личной информации клиентов.
Персональные данные (ПД) — это любая информация, которая относится к физическому лицу прямо или косвенно. Личной информацией можно считать Ф. И. О., номер телефона, паспортные данные и другие. Существуют и менее очевидные примеры, такие как IP-адрес или информация о местоположении. Полный список персональных данных можно найти в форме на сайте Роскомнадзора.
Как только бизнес начинает обрабатывать персональные данные, он берёт на себя роль оператора. Чаще всего это происходит в трёх случаях:
Компания собирает контактную информацию на сайте. При подписке на email-рассылку пользователь указывает почту и имя. Эти данные считаются персональными и требуют согласия на обработку.
Компания собирает данные клиентов офлайн. Они состоят из личной информации, которая необходима, чтобы, например, подключить их к программе лояльности.
Компания собирает на сайте cookie-файлы. Благодаря cookie-файлам можно узнать местоположение клиента, его предпочтения и активность в Сети, а также другие параметры. Подробнее о том, что такое cookie-файлы, можно прочесть в статье.
Компания должна уведомить Роскомнадзор, что она начала работать с персональными данными. Отправить письмо можно «Почтой России» или электронно — на сайте Роскомнадзора с подтверждением через Госуслуги.
После уведомления Роскомнадзора необходимо составить документ — согласие на обработку персональных данных. Его нужно разместить в открытом доступе, чтобы пользователь перед тем, как предоставить свои данные, мог с ним ознакомиться. В согласии необходимо указать:
Организация, которая обрабатывает персональные данные, берёт на себя обязательства перед клиентами. В случае нарушения прав пользователей применяется статья 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области ПД». Каждый случай рассматривают отдельно, оценивая обстоятельства и тяжесть последствий. Но во всех случаях обязательно возмещение убытков пострадавшим.
В случае нарушений компания рискует получить штрафы:
За неопубликованные в открытом доступе документы, касающиеся работы компании с персональными данными, — от 6 000 до 12 000 руб. должностным лицам; от 10 000 до 20 000 руб. индивидуальным предпринимателям; от 30 000 до 60 000 руб. юридическим лицам.
Есть четыре основных вида персональных данных, которые помогают установить личность человека. Они требуют разного уровня защиты.
Данные, которые чаще всего есть в паспорте. Например, Ф. И. О., страна и город, дата рождения. Для того чтобы разрешить использовать общие данные, человеку достаточно поставить галочку о согласии. Письменное разрешение не нужно.
Национальность, вероисповедание, состояние здоровья, политические и философские взгляды, наличие судимости и другие личные данные человека. Эту закрытую информацию получают только с письменного разрешения.
Биологические характеристики человека: внешние данные, отпечатки пальцев, голос, группа и резус-фактор крови, ДНК-анализ слюны. Они помогают определять личность человека, чтобы мошенники не смогли выдать себя за владельца информации, денег или другого имущества. Например, банки при проверке клиентов, помимо других способов, используют сравнение по фотографии.
Любые другие персональные данные, которые могут меняться с течением времени. Например, социальный статус, трудовой стаж, размер заработной платы или номер телефона. Сведения могут получить с помощью опросов, анкетирования или анализа данных в открытых источниках.
Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ регулирует отношения следующих участников:
Субъекта персональных данных. Человек (физическое лицо), который дал согласие на обработку данных.
Оператора персональных данных. Государственная организация или ведомство (юридическое лицо), которое собирает и обрабатывает данные.
К примеру, когда клиент обращается в банк за кредитом, он предоставляет свои личные сведения в заявке (Ф. И. О., паспортные данные, информацию о доходах и т. д.). Для оформления кредита банку необходимо их обработать. В этой ситуации клиент выступает в качестве субъекта ПД, а банк — в качестве оператора ПД.
При обработке персональных данных оператор обязан защитить их от неправомерных действий: удаления, изменения, утечки или кражи. Согласно ст. 19 ФЗ «О персональных данных» Правительство Российской Федерации устанавливает:
Оператор обязан разработать комплекс организационных, правовых и технических мер для защиты ПД. Его нужно адаптировать под специфику деятельности конкретной организации. Разберём необходимые меры подробнее.
Организационные и правовые меры. Их полный перечень не прописан в какой-то одной статье, но основные положения закреплены в ФЗ «О персональных данных». Вот некоторые из них:
Технические меры. В ст. 19 ФЗ «О персональных данных» указаны следующие технические меры защиты:
Подробнее о технических мерах по защите ПД можно прочесть в части 2 п. 8 приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21.