SMART-цели: для чего они нужны и как их применять
Разбираемся, как SMART-цели помогают организовать работу сотрудников и достигать целей.
Разбираемся, как SMART-цели помогают организовать работу сотрудников и достигать целей.
Сотрудники должны выполнить план, а руководители — найти новых клиентов и заключить выгодный контракт. Так обычно обозначают цели в компаниях: без конкретики и ясности. Это значит, что результат будет сложно измерить.
Чтобы цели не превратились в несбыточную мечту, их нужно чётко сформулировать. Для этого применяют метод SMART. В статье расскажем, как ставить SMART-цели и как они меняют работу сотрудников.
SMART — это метод постановки целей, основанный на пяти критериях. Согласно этому методу, цель должна быть:
Благодаря этим критериям цель становится конкретной и понятной исполнителю, её можно разделить на этапы и отслеживать прогресс.
Подробнее разберём, что означает каждый из пяти критериев.
Specific goal, или конкретная цель, — это ясно и чётко сформулированная цель. При постановке такой цели сотрудники понимают, из чего состоит задача и что нужно сделать.
Если сотруднику нужно «обзвонить клиентов и предложить новую услугу», то ему будет непонятно, с кем связываться и что предлагать. Но «позвонить клиентам с базовым тарифным планом и предложить им переход на премиум-условия» — это конкретная цель по методике SMART.
Measurable goal, или измеримая цель, означает, что у цели должен быть количественный показатель. Он поможет понять, достигнут ли результат.
Например, руководитель отдела продаж ставит задачу: «Найти новых клиентов в промышленном секторе». Добавив количественный показатель, получаем: «Найти 10 новых клиентов в промышленном секторе». Теперь сотрудник знает, при каком условии задача будет считаться выполненной.
Achievable goal, или выполнимая цель, — такая цель, которой можно достичь с имеющимися ресурсами. Если для достижения результата придётся работать по 12 часов без перерыва на обед, то это нереалистичная цель.
«Перевыполнить план на 150%» для сотрудника, который два квартала подряд закрывался на 80%, будет невозможно. Вместо этого можно поставить задачу «закрыть 95% в следующем квартале».
Relevant goal, или актуальная цель, — та, что соответствует стратегии компании и ведёт её к глобальной цели. Цель должна быть значимой, т. е. затраты на её достижение должны быть оправданны в рамках глобальной цели.
Например, йога-центр хочет повысить узнаваемость бренда. Тогда актуальной целью может быть разработка и внедрение плана продвижения в соцсетях. Или школе иностранных языков нужно отстроиться от конкурентов. Тогда актуальной целью может быть запуск тематических курсов или организация серии кулинарных мастер-классов, которые будут проводиться на иностранном языке.
Time-bound goal, или цель, ограниченная во времени. У такой цели должен быть срок, за который сотрудник или команда должны достичь результата.
Если попросить сотрудника «срочно подготовить презентацию по новому приложению», есть риск, что он не поймёт, к какому времени задача должна быть выполнена. Лучше сразу обозначить дедлайн, чтобы не подвести заказчика.
Таким образом, при учёте всех пяти критериев цель становится максимально ясной для команды и руководителя. Это значит, что риск того, что цель не будет достигнута, гораздо ниже, чем при постановке цели без метода SMART.
Метод SMART используют в управлении компанией и командой. Его применяют в различных областях — от планирования продаж до маркетинговых кампаний.
Вот как выглядит рабочий процесс для руководителя и сотрудников, если цель обозначена по методу SMART:
Руководитель | Сотрудники |
---|---|
Уверен, что цель понятна сотрудникам в деталях. | Не конфликтуют из-за задачи, так как все участники команды понимают её одинаково. |
Может отследить, как продвигается выполнение работы, и вовремя скорректировать её. | Работают с учётом своих ресурсов, а не тратят последние силы на проект. |
Контролирует сроки выполнения работы. | Понимают, какой результат от них ждут. |
Менеджеры и руководители отделов считают этот метод эффективным благодаря следующим преимуществам:
Процесс постановки цели можно разделить на несколько этапов: подготовка, подбор команды и отслеживание прогресса.
Подготовка. Суть этапа — составить подробное описание цели. Важно, чтобы цель включала в себя все пять критериев метода SMART. Чтобы поставить адекватную цель, составьте список вопросов по каждому критерию.
Критерий | Вопрос для формулировки цели |
---|---|
Specific | Чего нужно достичь? Что для этого нужно сделать? Кто будет отвечать за работу или проект? На какие этапы нужно поделить всю работу, чтобы достичь цели? |
Measurable | Какие показатели будут применяться для оценки результата? Каких результатов нужно добиться на каждом из этапов? |
Achievable | Какие ресурсы есть у команды для достижения цели? Достаточно ли этих ресурсов? Какие риски есть у проекта или задачи? Есть ли у команды опыт в работе над подобными задачами? |
Relevant | Почему эта цель важна? Соответствует ли цель глобальной стратегии компании? Как достижение результата повлияет на развитие компании? |
Time-bound | К какому сроку нужно достичь цели? Почему важно достичь результата именно к этой дате? Что будет, если цель не будет достигнута до дедлайна? Какие обстоятельства могут повлиять на задержку выполнения работы? |
При ответе на вопросы важно учитывать факторы, которые могут повлиять на постановку цели. Перед тем как озвучить цель команде, руководителю стоит:
Подбор команды. На этом этапе руководителю нужно разделить цель на задачи и определить, кто из сотрудников будет отвечать за каждую из них. Так удастся избежать конфликтов в команде, когда ответственных много, но работа не выполняется.
Отслеживание прогресса. Важно договориться о регулярных встречах с командой или назначить сотрудника, который будет озвучивать текущее состояние задач и результаты.
У метода SMART есть определённые ограничения. Если не учитывать их, можно допустить ошибку при выставлении целей. Тогда метод потеряет эффективность, а команда — мотивацию на дальнейшую работу.
Вот список наиболее частых ошибок при использовании SMART-планирования:
Использовать метод SMART можно в любой сфере. Но прежде чем применять его к долгосрочным проектам, попробуйте поставить измеримые и конкретные цели для проектов в рамках одного месяца. Так вы поймёте, как работает метод и насколько полезен такой подход для вашей команды.