Спринты в IT: что это и как проводить, чтобы эффективно управлять разработкой

И выполнить все задачи в срок.

05.11.2025
Спринты в IT: что это и как проводить, чтобы эффективно управлять разработкой

Спринт (sprint) — это фиксированный отрезок времени, за который команда разработки завершает одну часть проекта для внешнего или внутреннего заказчика. Итогом спринта должен стать работоспособный фрагмент продукта — инкремент.

Работа по спринтам помогает получать результаты на короткой дистанции. Когда команда заканчивает спринт, заказчик получает работающую функцию в сервисе или приложении. Её можно доработать или откатить назад, поэтому ниже риск ситуаций, когда после нескольких месяцев напряжённой работы итоговая версия не совпадает с ожиданиями и приходится всё переделывать.

Пример. Стартап разрабатывает приложение для путешествий, где пользователи могут сами составлять карту маршрута, находить удобный способ передвижения и бронировать отели. В первом спринте в дизайн взяли стартовую страницу, во второй — личный кабинет, а в конце третьего визуализировали раздел с расписанием разных видов транспорта. Готовые разделы по такому же принципу передают в разработку параллельно с дизайном остальных.

Из чего состоит спринт: этапы и компоненты

До того как разделить проект на этапы, составляют бэклог продукта. Это список задач, которые ранжируют по степени важности — от самых срочных или сложных до второстепенных. Если цели или требования меняются, бэклог редактируют.

В процессе работы из общего бэклога формируют бэклоги спринта с задачами, которые нужно выполнить за один полный цикл (итерацию). Разработку делят на следующие этапы.

Планирование спринта

Встреча для обсуждения двух вопросов:

  • Что нужно сделать?
  • Как это реализовать?

Команда ставит цель и задачи спринта и оценивает их сложность. Это помогает расставить приоритеты, расписать план будущей работы и понять, сколько времени на неё потребуется.

В процессе разработки приложения для путешествий задачи на спринт могут выглядеть так:

  • Добавить возможность загрузки файлов. Например, чтобы сохранять авиабилеты или подтверждения броней в отелях.
  • Исправить 10 главных багов, найденных на прошлой неделе. Допустим, если даты каждой остановки во время путешествия не отображаются на карте маршрута.

Сколько длится спринт? Фиксированного показателя нет — в среднем он может занимать до месяца. Выбор оптимального времени зависит от компании или самого проекта. При больших объёмах работы подойдут длинные спринты, а если задач немного — однонедельные. Однако после того, как сроки установлены, всё строго: поменять их не получится.

Выполнение задач

Основная часть спринта. Команда выполняет задачи и регулярно общается, чтобы синхронизироваться. Для этого тимлиды или менеджеры проекта проводят дейлики в начале рабочего дня. Это ежедневные короткие совещания по 10–15 минут, на которых участники рассказывают:

  • ​​Что сделали вчера: например, добавили раздел «Избранное», где можно сохранять понравившиеся отели и хостелы.
  • Что планируют сделать сегодня: подключить офлайн-карту, которую можно использовать в случае проблем с интернетом.
  • С какими сложностями они столкнулись и как их можно решить: при выходе из приложения список в «Избранном» пропадает, эту задачу нужно приоритизировать.

Команда всегда знает, на каком этапе находится проект и чем именно занимаются другие участники.

Обзор спринта

Когда инкремент готов, команда показывает его заказчику. Он оставляет обратную связь и решает, можно ли выпускать разработку или её нужно улучшить.

Этот этап позволяет не работать вслепую. Команда сразу учитывает мнение заказчика и понимает, в каком направлении двигаться. Например, пересмотреть набор функций или структуру интерфейса.

Ретроспектива спринта

Это встреча, на которой команда анализирует законченный спринт и оценивает результаты работы — успехи и неудачи. На этом этапе разработчики определяют, какие именно доработки нужно сделать в следующей итерации.

После этого цикл повторяется, и тимлиды определяют план для следующего спринта. Например, выбирают задачу с наивысшим приоритетом, вводят новые правила и определяют технический долг.

Когда нужны спринты

В масштабных и сложных проектах

Объёмный проект невозможно спланировать детально сразу целиком. Спринт помогает брать крупные этапы проекта и по очереди делить их на задачи. Например, сначала создать архитектуру приложения, затем продумать дизайн, а после — сделать вёрстку главной страницы. Если внутри этапа слишком много задач, их также можно распределить по отдельным спринтам. Допустим, посвятить отдельным функциям. Таким образом команда управляет каждой частью разработки и может выпускать её по мере готовности. Ждать полностью готового продукта не приходится.

В разработках с меняющимися требованиями

Небольшие итерации помогают работать в условиях неопределённости и реагировать на обратную связь от заказчика или ситуацию на рынке. Допустим, в приложении для путешествий решили подхватить один из трендов и добавить маршруты по местам съёмок фильмов или сериалов. Однако тест в реальных условиях показал, что среди аудитории такой формат отдыха не популярен, и в следующем спринте доработку убрали.

В доработках существующего продукта

В спринт-методе можно сразу проверять пользу от доработок, а если они не оправданы — отказываться от них без ущерба для проекта. Например, когда нужно добавить новые функции в сервис, все изменения внедряются постепенно, небольшими порциями. А ещё благодаря поэтапному улучшению приложения пользователям будет проще привыкнуть к изменениям в интерфейсе.

Во всех случаях спринты помогут поддерживать ритм работы. Команда фокусируется на промежуточных результатах и остаётся в тонусе на протяжении всей разработки.

Что лучше: спринты или классический метод управления

Спринты

Спринты лежат в основе Scrum-метода, который входит в методологию управления проектами Agile. Согласно Agile, на первый план должны выходить взаимодействия между людьми и ценность продукта, а не инструменты. Чтобы добиться нужного результата, рабочие процессы должны быть гибкими, а изменения можно вносить даже во время разработки.

Вот в чём преимущества:

  • Команда тестирует продукт и узнаёт мнение заказчика после каждой итерации. Если клиенту что-то не нравится или он хочет добавить новые функции, разработчики добавляют это в следующий спринт.
  • Проект легко адаптировать под новые требования или условия рынка. Например, можно выпустить приложение с ограниченной функциональностью и посмотреть на реакцию потребителей.
  • Разработчики сами решают, какие инструменты использовать в создании продукта, и могут вносить предложения в процессе. Благодаря этому команда может находить наиболее оптимальные решения для конкретной задачи.
  • Если обнаружится ошибка или появится проблема с разработкой, всё исправляют в следующем спринте. Переписывать весь проект не придётся.

Классический подход

При классическом подходе (его называют водопадной моделью, или Waterfall) команда описывает каждый шаг заранее и следует чёткому ТЗ. Менять требования в процессе разработки нельзя — доработать продукт можно только после его запуска.

Преимущества следующие:

  • Благодаря строгому планированию и детальной документации подключать новых сотрудников легче, чем в Agile. Их не придётся долго вводить в курс дела — все шаги и требования на каждом этапе расписаны.
  • Бюджет определяют заранее. Он не изменяется в процессе создания продукта, так что на разработку не уйдёт больше денег, чем планировалось.
  • Сотрудники следуют чёткой цели и работают по инструкциям. Это снижает риск ошибок и нарушений графика.

Выбор между водопадной и гибкой моделью зависит от особенностей проекта и сферы бизнеса. Если структура, внешний вид и функции продукта должны соответствовать строгим требованиям, подойдёт Waterfall. Когда необходимо менять продукт в зависимости от обратной связи — стоит внедрить спринты.

Трекер b2b
Перейти на сайт сервиса →

Как организовать спринты в Яндекс Трекере

Один из инструментов, который помогает работать по спринт-методу, — Яндекс Трекер. Сервис позволяет управлять всеми проектами компании в одном цифровом пространстве. При этом к нему можно подключить не только разработчиков, но и UX-редакторов, веб-дизайнеров или эйчаров.

Вы можете выбрать один из двух вариантов для подключения Трекера: на всю организацию в составе тарифа Яндекс 360 или только на определённых сотрудников, задействованных в спринте. Подробнее об этих способах читайте в Справке.

В Трекере есть всё необходимое для организации спринтов. Вот что можно делать на платформе.

Вести весь проект на одной доске

Для этого есть доска с бэклогом и спринтами. Нужно добавить список приоритетных задач, распределить их по важности, а затем добавлять в спринты. Один из самых простых способов это сделать — просто перетащить карточку с задачей из бэклога в список со спринтами.

2640х1651 - 1 (23)
Чтобы следить за прогрессом, задачам присваивают статусы — «Открыт», «В работе» и «Закрыт»

В спринтах выполнение одной задачи нередко зависит от выполнения другой. В Трекере можно показать эту связь ещё при составлении бэклога. Так команде будет проще визуализировать продукт, выстроить план разработки и ориентироваться в рабочем процессе.

2640х1651 - 2 (21)
На выбор — несколько типов связей между задачами

На доске есть раздел «Диаграмма сгораний». В нём можно увидеть, насколько быстро выполняются задачи и какой объём работы в спринте ещё предстоит сделать. Это позволит визуализировать прогресс и вовремя заметить, если проект идёт слишком медленно.

2640х1651 - 3 (17)
Чтобы увидеть показатель выполненных работ и сравнить их с запланированными, достаточно перевести курсор на нужный день

Быстро оценивать сложность задач всей командой

Для этого используют технику «Покер планирования». В ней участники выставляют баллы в зависимости от трудоёмкости, а затем сравнивают результаты и приходят к общему соглашению. Например, определяют время спринта в зависимости от его сложности.

В Трекере инструмент «Покер планирования» собирает оценки от каждого участника и рассчитывает итоговый результат автоматически. Он выражается в Story Points — условных единицах, которые показывают сложность задач относительно друг друга.

2640х1651 - 4 (14)
Указать итоговую оценку можно на странице или карточке задачи внутри доски

Задавать и менять настройки доступа

В Трекере есть разные уровни прав, чтобы взаимодействовать с досками. Их владелец может разрешить или запретить следующие действия:

  • Использование. Сотрудники могут просматривать доску, добавлять, группировать и сортировать задачи.
  • Редактирование. Помимо базовых действий, можно создавать и редактировать спринты.
  • Полный доступ. Сотрудник получает возможность настраивать покер, функции доски и доступ к ней.
2640х1651 - 5 (11)
Владельца доски можно изменить. Например, если в проекте поменялся тимлид

Главное о спринтах

  • Спринт в программировании — это отдельный рабочий цикл, в течение которого команда должна сделать работоспособную часть продукта или дополнить его новыми функциями. Время одной итерации может занимать пару недель или месяц — всё зависит от проекта и задач команды. Как только один спринт заканчивается, команда приступает к следующему.
  • Чтобы работа со спринтами была эффективной, каждую итерацию делят на четыре этапа: планирование, выполнение задач, обзор и ретроспективу. Они повторяются до тех пор, пока команда не закончит работу с продуктом.
  • Разбивка проекта на маленькие части лежит в основе Scrum-метода. Такая поэтапная работа помогает адаптировать разработку под новые требования ещё до окончания проекта. Это снижает риск ошибок или недопониманий между командой и заказчиком.
  • Спринты в разработке подходят для масштабных и долгих проектов, где сложно предугадать итоговый результат. Также подход выручит, если у заказчика нет чётких требований или необходимо быстро адаптировать продукт.
Яндекс 360 для управления задачами
Трекер, Почта, Телемост, Мессенджер, Календарь — управляйте проектами разных команд, обсуждайте задачи в чатах и планируйте видеовстречи
Перейти на сайт
banner-1.1 (1)

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы