Цифровая
память
С чего бы вы ни начали изучать Казань: Кремля, набережной Казанки или улицы Баумана — все туристические маршруты ведут к Казанскому цирку. У футуристического здания необычная архитектура и история. Его строили энтузиасты без предела инженерной мысли, а на его фасаде творили первые медиахудожники.
К фестивалю медиаискусства НУР, Яндекс 360 и Gorizont Films собрали в лонгриде и на Диске самое важное из истории Казанского цирка. В трех папках ищите главу об архитектуре авангарда, досье об экспериментах СКБ «Прометей» и цифровой док о новой инсталляции, которая подведет черту почти 60-летней истории.
Казанский цирк
§ 1. Цирк сгорел, а труппа осталась
В начале 1960-х годов деревянный казанский цирк сгорел. Артистам срочно нужно было место для работы, а горожанам — для отдыха. По этой причине Союзгосцирк выделил деньги на новое здание. Следуя правилу строить без излишеств, казанцам предложили типовой проект. Непримечательный цилиндр с куполом и окнами не понравился местным проектировщикам и они взялись за создание своего цирка.
архивное фото
Команда творческой мастерской № 1 института «Татаргражданпроект»
Директор института «Татаргражданпроект» Узбек Алпаров
Руководитель творческой мастерской № 1 Валентина Панова
Автор конструктивных расчетов Хамид Муштари
Главный инженер Ефим Брудный
Главный архитектор Геннадий Пичуев
Главный конструктор Осия Берим
Автор визуальной идеи цирка архитектор Мунир Хайруллин

Идея была в том, чтобы поставить бетонный купол на усечённый перевёрнутый конус без поддерживающих колонн.

Форма напоминала, по мнению авторов, Кремлёвский холм, и поэтому должна была вписаться в исторический центр. Но как показало время, цирк стал не дополнением, а футуристической доминантой района.

Чтобы доказать состоятельность проекта, команда создала макет цирка в масштабе 1 к 50 и протестировала на нем нагрузку от снега, ветра и посетителей. Для большей убедительности сделали расчеты на единственной в стране ЭВМ.

архивное фото
архивное фото

«Мы считали, что там наш проект встретят с восторгом, мы думали, что цирк, подобного которому нигде нет, сделает честь также и им. К тому же строительство цирка по нашему проекту значительно экономичнее: объем железобетонных работ в нем почти в полтора раза меньше, чем в других цирках. Мы рассчитывали на быстрое согласование и получение в Госстрое РСФСР разрешения на разработку нашего проекта».

Узбек Алпаров Директор института «Татаргражданпроект»
§ 2. Преступление ради цирка не как у всех
Союзгосцирк решительно не согласовал проект и утвердил строительство типового здания, но с пометкой от «Татаргражданпроекта»: в чертежи можно вносить изменения, связанные с промышленными возможностями местных заводов и архитектурным ландшафтом. Хитрость была в том, что проект нужно было утверждать, а рабочие чертежи — нет.
В первую очередь Главтатстрой получил чертежи основания и фундамента. На бумаге это выглядело как железобетонный цилиндр диаметром 15 метров из 289 свай. Строители не заметили или сделали вид, что не заметили подмену документов, и принялись за работу. На стройку обратили внимание, когда вместо привычного каркаса стали вырисовываться, неожиданно, контуры конуса.
архивное фото
архивное фото

«Только какое‑нибудь чудо могло спасти наш проект. И чудо явилось. Спасение пришло оттуда, откуда мы его совершенно не ждали. Этим чудом было свойство бетона деформироваться под нагрузкой».

Узбек Алпаров Директор института «Татаргражданпроект»
§ 3. Из футуризма в этнофутуризм и обратно

Второе здание в мире, построенное в виде усеченного конуса

Первое монолитное здание в Советском Союзе

Первый цирк без поддерживающих купол колонн

Первый цирк со вторым манежем для репетиций

Первый цирк с дополнительными помещениями в здании,, а не в пристройках и на прицирковой территории

Первый цирк с гримерными, мастерскими, танцклассом, столовой, кухней для артистов и животных, конюшней, слоновником и медвежатником сразу

Администрация не стала поднимать шум и предложила подпереть здание снаружи металлическими стойками. Со временем их планировали остеклить и украсить витражами с национальным орнаментом — красиво, но совсем не так, как задумывали архитекторы. Это было «смертельным ударом» по проекту.

Работы шли по плану: нужно было нагреть и сжать бетон, чтобы он не разрушался со временем. Для этого на конус надели металлическое кольцо, под которым диаметр конструкции уменьшился на 30 сантиметров.

Стены отошли от страхующих стоек, и здание всем весом улеглось на мощный фундамент. Это была победа инженерного замысла. Стойки быстро разобрали, а цирк начали готовить к первым представлениям.
архивное фото
архивное фото
архивное фото
архивное фото

«Я работал во многих цирках нашей страны и за рубежом, но считаю, что внутреннее устройство Казанского цирка — зрительный зал, закулисная часть, репетиционный манеж, гримуборные и другие подсобные помещения — наиболее удачно спроектированы именно у вас. Прекрасная акустика, чудесный ровный не слепящий свет, отличная видимость того, что происходит на манеже».

Юрий Никулин Народный артист РСФСР
СКБ «Прометей»
О первой в СССР и мире метеозависимой подсветке
Участники:
Руководитель
СКБ «Прометей» и автор проекта
Булат Галеев
Автор проекта
и конструктор
Сергей Андреев
Конструктор Рустам Даминов
Конструктор Рустем Сайфуллин
Конструктор Николай Волков

Направление:
Светомузыка

Название:
Динамическое освещение Казанского цирка

Год: 1968

«В ходе экспериментов по использованию светозвуковых эффектов в качестве элемента архитектуры СКБ «Прометей» пришло к экспериментам с постоянно действующим динамическим освещением зданий. Исходя из того, что роль света при этом сводится к декоративной, в данном проекте было решено применить «беззвучные» световые эффекты. Динамика света связывается теперь уже не с музыкой, а с погодой. <…> Причем в динамике ее должно обязательно находить отражение «эмоциональное состояние» природы, что позволило бы добиться эффекта слияния природы с архитектурой «природой искусственной».

Сергей Андреев Автор проекта и конструктор
архивное фото
архивное фото
архивное фото
Предпосылки

1960-е годы, время «физиков и лириков», романтиков и художников от науки. Инженеры одержимы мыслями о космосе и техническом прогрессе.


Для воплощения самых смелых идей при институтах открывают конструкторские бюро. Одним из таких стало СКБ «Прометей» при КАИ. Студенты объединились вокруг инженера Булата Галеева и его идеи синтезировать свет и музыку, что буквально означало — создать концепцию нового искусства.

Участники бюро с помощью разноцветных ламп поставили партию света в поэме Скрябина «Прометей». В 1964 году создали инструмент «Кристалл», цвет которого менялся от звуков. Еще три года спустя появилась установка «Малиновый звон». Каждую ночь колокольные удары Спасской башни Казанского Кремля дополнял свет: чем громче было звучание, тем ярче светилась башня.

В чем суть дела
Если до этого на свет влияли звуки, то в новом проекте для синтеза выбрали погоду. По идее, цветовая динамическая картинка должна непрерывно и плавно изменяться в зависимости от интенсивности дождя, порывов ветра, его направления и температуры, влажности воздуха и даже грома. Проецировать результаты решили на здание Казанского цирка.
архивное фото
архивное фото
архивное фото

На крышу Казанского цирка установили датчик скорости ветра (анемометр), интенсивности дождя (расходомер) и микрофон.



Для фиксации других задуманных атмосферных изменений не было подходящей техники, поэтому остановились на синтезе ветра и цвета, осадков и интенсивности.

Вокруг цирка разместили прожекторы четырех групп: с красными, зелеными и синими светофильтрами и без них для управления интенсивностью. Фонари настроили так, чтобы они одинаково реагировали на одни и те же сигналы датчиков. Например, если дул северный ветер, цирк всегда светился синим, если южный — красным. В ясные вечера интенсивность была максимальная, в дождливые и снежные — «размытая» белым светом прожекторов без фильтра. Инженерная победа была и в том, что цвета не переключались, а плавно и непрерывно менялись.

Заключение
Проект, который объединил природу, город и прикладную инженерию в произведение искусства, стал первым в мире. Каждую ночь футуристическое здание Казанского цирка вступало в диалог с погодой, подчиняясь ветру и дождям. Этот эксперимент стал новой попыткой осмыслить единство естественного и рукотворного.
архивное фото
архивное фото

Непреложный факт — светомузыка связана в своем развитии с техникой. Но ни в коем случае не следует забывать, что конечная цель всех проводимых экспериментов является решение художественных задач.

Булат Галеев Руководитель СКБ «Прометей» и автор проекта
Яндекс 360 х НУР
Аудиовизуальная инсталляция
23–25 мая
2025 год
Цифровая
память
formate х Яндекс Диск
Цифровая память — это мост между внутренним миром человека и цифровой реальностью, где прошлое не исчезает, а трансформируется.

Содержимое этой страницы на данный момент скрыто в глубинах цифрового архива.

Скоро информация станет доступной

Fri May 16 2025 00:35:01 GMT+0300 (Moscow Standard Time)