5 профессиональных компетенций, которые помогут в карьере: как оценить и развить их
Компетенции, которые востребованы сегодня, — их стоит развивать и новичкам, и опытным сотрудникам.
Компетенции, которые востребованы сегодня, — их стоит развивать и новичкам, и опытным сотрудникам.
Профессиональные компетенции — это набор знаний, умений и навыков, личных и деловых качеств, которые помогают эффективно решать задачи и развиваться в своей работе. Расскажем, какие компетенции востребованы в любой профессии, как их оценить и развить.
Для каждой специальности есть свой набор компетенций — они определяют уровень профессионализма сотрудника. При этом существует 5 компетенций, которые одинаково важны в любой отрасли: и в работе менеджера, и в деятельности IT-специалиста.
На них смотрят HR-специалисты, когда принимают человека на работу или оценивают текущий персонал. Развитые, эти компетенции помогают:
Развитые коммуникативные навыки включают в себя несколько умений: слушать и говорить с другими, правильно понимать информацию и передавать её, а также считывать невербальные сигналы.
Если развить навык коммуникации, получится налаживать связи, легко решать конфликты и споры: например, если возникнут разногласия внутри отдела или недопонимание с бизнес-партнёрами.
Как оценить? Определить уровень коммуникативных навыков можно с помощью тестов. Например, теста В. Ф. Ряховского, графического теста «Вы и ваше окружение» И. В. Липсица или методики «Q-сортировка» В. Стефансона.
Как развивать? Задавайте вопросы в процессе общения, применяйте активное слушание и прокачивайте свой эмоциональный интеллект. А чтобы стать более уверенным в себе, побороть страх аудитории, можно чаще выступать на публике — перед коллегами или на профессиональных конференциях.
В процессе работы могут случаться непредвиденные ситуации: например, когда приближается дедлайн по задаче, а она ещё не готова, или звонит клиент с негативом, который нужно отработать. Предприимчивый сотрудник не будет ждать, когда руководитель даст задание, — он должен уметь обнаружить проблему и найти способ её устранить.
Для этого нужно анализировать ситуацию, определять приоритеты и принимать решения. Может помочь аналитическое мышление — анализ ситуаций в работе и ориентированность на результат.
Как оценить? Попробуйте вспомнить ситуацию, когда вы столкнулись с проблемой, и оцените своё поведение с помощью метода STAR.
Также навык решения проблем можно оценить с помощью ситуационных тестов: в них предлагается задача, а вам нужно выбрать её решение. Правильный ответ покажет, как стоило решить проблему.
Как развивать? Пробуйте брать на себя ответственность за сложные задачи и разбирайтесь с рабочими вопросами самостоятельно. В будущем, когда вы столкнётесь с похожей проблемой, решения будут приходить в голову быстрее.
Насмотренность и чужой опыт тоже помогут, если использовать их на практике. Черпайте знания из кейсов коллег, докладов на конференциях, литературы. Вот примеры книг, которые добавят понимания механизмов решения проблем:
Сотрудники с развитым навыком управления временем могут грамотно оценить задачи, расставить приоритеты и заняться самым важным. А иногда, если нужно, делегировать рабочую нагрузку команде. В итоге они успевают выполнить больший объём работы и не нервничают, что не укладываются в дедлайны.
Если в течение дня нужно выполнить много дел, помогает организованность и календарь с расписанием. Можно использовать Яндекс Календарь и вносить туда планы на каждый день недели.
Как оценить? Проанализируйте, как проходит ваш рабочий день: успеваете ли вы закончить все задачи, укладываетесь ли в дедлайны, не остаётесь допоздна? Или пройдите опросник самоорганизации деятельности, который поможет оценить уровень владения тайм-менеджментом.
Как развивать? Есть множество техник, которые помогают повысить продуктивность и сфокусироваться на важном. Вот несколько вариантов:
О других техниках читайте в статье «9 методов тайм-менеджмента, чтобы раз и навсегда разобраться с потоком задач»
Компетенция поможет упростить работу, ускорить процессы и обработку данных: например, вам не придётся сравнивать несколько таблиц, ведь можно использовать функции, или не нужно будет самому придумывать шаблон презентации — быстрее найти нужный в Сети.
Принято считать, что базовый уровень знаний включает себя минимальное владение компьютером: знание основных программ — Word, Excel и PowerPoint, умение пользоваться электронной почтой, поиск информации и её обработку. Более продвинутый сотрудник может владеть программами посложнее: например, обработать изображения в Figma или Photoshop, сверстать макет в Adobe Illustrator или использовать сложные формулы в Excel.
Как оценить? Чтобы оценить свой уровень компьютерной грамотности, пройдите опрос «Цифровой гражданин» или тестирование на знание базовых принципов работы с компьютером.
Как развивать? Выберите программу, которую хотите изучить, и начните ею пользоваться: прочитайте подсказки и инструкции в интерфейсе. В интернете можно найти бесплатные уроки по работе с базовыми функциями разных программ. В них разбирают простые задачи — попробуйте повторить задачу из урока и постепенно усложняйте. Если времени на самостоятельное изучение нет или нужно глубже понять, как работает инструмент, можно записаться на платное обучение или попросить опытных коллег объяснить принцип работы.
Компетенция «Лидерство» включает в себя готовность быть главным, мотивировать и координировать людей, а также принимать ответственность за результаты их работы.
Чтобы стать лидером, нужно иметь комплекс личностных и профессиональных качеств: эмпатию, уверенность в себе вместе с экспертностью, умением делегировать и ответственностью. Эта компетенция помогает расти по карьерной лестнице, например руководить проектной работой или стать начальником.
Как оценить? Оценить лидерские качества можно с помощью теста на лидерство или методики Камерона и Куинна по выявлению навыков руководителя. Это поможет понять, есть ли у вас управленческие способности и потенциал лидера.
Как развивать? Стремитесь быть лучше, получать знания, повышайте квалификацию и будьте открытыми для всего нового. Без практики здесь точно не обойтись, поэтому пробуйте брать ответственность на себя, вести рабочие проекты индивидуально, читать книги и проходить тренинги.