5 профессиональных компетенций, которые помогут в карьере: как оценить и развить их

Компетенции, которые востребованы сегодня, — их стоит развивать и новичкам, и опытным сотрудникам.

28.02.2024
5 профессиональных компетенций, которые помогут в карьере: как оценить и развить их

Профессиональные компетенции — это набор знаний, умений и навыков, личных и деловых качеств, которые помогают эффективно решать задачи и развиваться в своей работе. Расскажем, какие компетенции востребованы в любой профессии, как их оценить и развить.

Какие компетенции бывают

Для каждой специальности есть свой набор компетенций — они определяют уровень профессионализма сотрудника. При этом существует 5 компетенций, которые одинаково важны в любой отрасли: и в работе менеджера, и в деятельности IT-специалиста.

На них смотрят HR-специалисты, когда принимают человека на работу или оценивают текущий персонал. Развитые, эти компетенции помогают:

  • быть мобильным и гибким, конкурентоспособным на рынке труда;
  • выполнять задачи продуктивно и подниматься по карьерной лестнице;
  • смотреть на работу под другим углом и уметь находить нестандартные решения.

Коммуникативные навыки

Развитые коммуникативные навыки включают в себя несколько умений: слушать и говорить с другими, правильно понимать информацию и передавать её, а также считывать невербальные сигналы.

Если развить навык коммуникации, получится налаживать связи, легко решать конфликты и споры: например, если возникнут разногласия внутри отдела или недопонимание с бизнес-партнёрами.

Как оценить? Определить уровень коммуникативных навыков можно с помощью тестов. Например, теста В. Ф. Ряховского, графического теста «Вы и ваше окружение» И. В. Липсица или методики «Q-сортировка» В. Стефансона.

Как развивать? Задавайте вопросы в процессе общения, применяйте активное слушание и прокачивайте свой эмоциональный интеллект. А чтобы стать более уверенным в себе, побороть страх аудитории, можно чаще выступать на публике — перед коллегами или на профессиональных конференциях.

Навык решения проблем

В процессе работы могут случаться непредвиденные ситуации: например, когда приближается дедлайн по задаче, а она ещё не готова, или звонит клиент с негативом, который нужно отработать. Предприимчивый сотрудник не будет ждать, когда руководитель даст задание, — он должен уметь обнаружить проблему и найти способ её устранить.

Для этого нужно анализировать ситуацию, определять приоритеты и принимать решения. Может помочь аналитическое мышление — анализ ситуаций в работе и ориентированность на результат.

Как оценить? Попробуйте вспомнить ситуацию, когда вы столкнулись с проблемой, и оцените своё поведение с помощью метода STAR.

  • S — ситуация: насколько хорошо вы разобрались в ситуации, с которой столкнулись?
  • T — контрольная задача: какую задачу вы должны были выполнить в той ситуации и что сделали на самом деле?
  • А — ответное действие: какие действия вы предприняли для решения проблемы?
  • R — результат: как вы объясняете результат и был ли успех?

Также навык решения проблем можно оценить с помощью ситуационных тестов: в них предлагается задача, а вам нужно выбрать её решение. Правильный ответ покажет, как стоило решить проблему.

Профессиональные_компетенции_Скриншот_1

Как развивать? Пробуйте брать на себя ответственность за сложные задачи и разбирайтесь с рабочими вопросами самостоятельно. В будущем, когда вы столкнётесь с похожей проблемой, решения будут приходить в голову быстрее.

Насмотренность и чужой опыт тоже помогут, если использовать их на практике. Черпайте знания из кейсов коллег, докладов на конференциях, литературы. Вот примеры книг, которые добавят понимания механизмов решения проблем:

  • Стивен Левитт, Стивен Дабнер «Фрикомыслие» — научит смотреть на проблему с разных сторон;
  • Сергей Фаер «Траблшутинг» — помогает решать проблемы в сфере IT;
  • Джон Вон Эйкен «Возможно всё» — научит адекватно оценивать масштабы проблем;
  • Итан Расиел «Метод McKinsey» — поможет понять, как решать проблемы организационного и стратегического характера.

Управление временем

Сотрудники с развитым навыком управления временем могут грамотно оценить задачи, расставить приоритеты и заняться самым важным. А иногда, если нужно, делегировать рабочую нагрузку команде. В итоге они успевают выполнить больший объём работы и не нервничают, что не укладываются в дедлайны.

Если в течение дня нужно выполнить много дел, помогает организованность и календарь с расписанием. Можно использовать Яндекс Календарь и вносить туда планы на каждый день недели.

Как оценить? Проанализируйте, как проходит ваш рабочий день: успеваете ли вы закончить все задачи, укладываетесь ли в дедлайны, не остаётесь допоздна? Или пройдите опросник самоорганизации деятельности, который поможет оценить уровень владения тайм-менеджментом.

Как развивать? Есть множество техник, которые помогают повысить продуктивность и сфокусироваться на важном. Вот несколько вариантов:

  • Принцип девяти дел, или 1–3–5: планируйте на день девять дел — из них одно самое важное, три средних по важности и сложности и пять мелких и простых. В один список можно включать как рабочие, так и повседневные задачи.
  • Метод Канбан: визуализируйте работу с помощью Канбан-доски. Для каждого проекта можно создать свою доску или использовать одну для всех. Разбейте доску на несколько колонок и распределите задачи в зависимости от статуса: «Надо сделать», «В работе» и «Готово». По мере выполнения передвигайте задачи из одной колонки в другую.
  • Правило 10 минут: уговорите себя уделить задаче хотя бы 10 минут. Если вышло только 10 минут и задача не завершена, к ней нужно вернуться на следующий день и так далее. Через время желаемый результат будет достигнут.

Знание компьютерных технологий

Компетенция поможет упростить работу, ускорить процессы и обработку данных: например, вам не придётся сравнивать несколько таблиц, ведь можно использовать функции, или не нужно будет самому придумывать шаблон презентации — быстрее найти нужный в Сети.

Принято считать, что базовый уровень знаний включает себя минимальное владение компьютером: знание основных программ — Word, Excel и PowerPoint, умение пользоваться электронной почтой, поиск информации и её обработку. Более продвинутый сотрудник может владеть программами посложнее: например, обработать изображения в Figma или Photoshop, сверстать макет в Adobe Illustrator или использовать сложные формулы в Excel.

Как оценить? Чтобы оценить свой уровень компьютерной грамотности, пройдите опрос «Цифровой гражданин» или тестирование на знание базовых принципов работы с компьютером.

Как развивать? Выберите программу, которую хотите изучить, и начните ею пользоваться: прочитайте подсказки и инструкции в интерфейсе. В интернете можно найти бесплатные уроки по работе с базовыми функциями разных программ. В них разбирают простые задачи — попробуйте повторить задачу из урока и постепенно усложняйте. Если времени на самостоятельное изучение нет или нужно глубже понять, как работает инструмент, можно записаться на платное обучение или попросить опытных коллег объяснить принцип работы.

Лидерство

Компетенция «Лидерство» включает в себя готовность быть главным, мотивировать и координировать людей, а также принимать ответственность за результаты их работы.

Чтобы стать лидером, нужно иметь комплекс личностных и профессиональных качеств: эмпатию, уверенность в себе вместе с экспертностью, умением делегировать и ответственностью. Эта компетенция помогает расти по карьерной лестнице, например руководить проектной работой или стать начальником.

Как оценить? Оценить лидерские качества можно с помощью теста на лидерство или методики Камерона и Куинна по выявлению навыков руководителя. Это поможет понять, есть ли у вас управленческие способности и потенциал лидера.

Как развивать? Стремитесь быть лучше, получать знания, повышайте квалификацию и будьте открытыми для всего нового. Без практики здесь точно не обойтись, поэтому пробуйте брать ответственность на себя, вести рабочие проекты индивидуально, читать книги и проходить тренинги.

Главное о профессиональных компетенциях

  • Есть 5 профессиональных компетенций, которые важны в любой отрасли: коммуникативные навыки, навык решения проблем, управление временем, знание компьютерных технологий и лидерство.
  • Все компетенции можно развивать и прокачивать. Например, посещать обучение, заниматься самообучением с помощью книг и интернета, практиковаться и найти ментора, который поделится опытом.
  • С помощью развитых профессиональных компетенций можно оставаться востребованным на рынке труда, пробовать себя в новых ролях, а также менять вектор в карьере.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы