Что такое KPI сотрудников и как их рассчитать
Рассказываем, как определить ключевые показатели эффективности и каких ошибок стоит избегать.
Рассказываем, как определить ключевые показатели эффективности и каких ошибок стоит избегать.
Для успешной работы команды нужно оценивать не только общие показатели, но и работу каждого сотрудника по отдельности. В такой ситуации на помощь приходят всё те же KPI. Правильно сформулированные показатели учтут и задачи бизнеса, и интересы персонала. Иначе говоря, улучшат эффективность работы сотрудников и повысят их мотивацию.
В статье разобрались, на что обратить внимание при разработке KPI, чтобы сотрудники спокойно восприняли нововведения и не ушли из компании.
Представим ситуацию: один из офисов продаж сотового оператора сделал план за квартал. Фактически большую часть выполнили два менеджера, однако премию получат все сотрудники. Если это будет повторяться, самые результативные менеджеры могут покинуть компанию.
Избежать подобных ситуаций поможет система мотивации на основании KPI — ключевых показателей эффективности. Подробнее о системе в целом мы рассказывали в статье.
С помощью KPI можно решить следующие задачи:
Универсальных KPI не существует. Каждая организация разрабатывает свои показатели, исходя из специфики бизнеса.
Выделяют несколько групп KPI:
Чтобы сформулировать эффективные KPI для сотрудников, необходимо:
KPI будут разными для разных должностей и сфер — примеры в таблице ниже.
Вид деятельности | Примеры KPI |
---|---|
Продажи | — Объём выручки — Средний чек сделки — Количество сделок за период |
Маркетинг | — Количество и стоимость лидов — Цена за клик — Показатель отказов |
Управление персоналом | — Количество закрытых вакансий — Коэффициент текучести кадров — Стоимость обучения сотрудника |
Чтобы рассчитать KPI работника, нужно определить ключевые значения для каждого показателя.
Например, вес показателя количества продаж равен 0,7, числа положительных отзывов — 0,1, а средней цены продаж — 0,2. В сумме получается единица.
Показатели эффективности удобно вносить, например, в онлайн-таблицу в Яндекс Документах. В ячейках нужно сразу прописать цель, норму, базу и потом по факту уже вносить результаты работы конкретного сотрудника. Например, такую таблицу можно сделать для менеджера по продажам.
Существует несколько формул расчёта KPI сотрудников. Одни компании сравнивают факт с допустимым минимумом, другие ориентируются на целевые показатели — и таким образом подсчитывают индекс KPI. В сокращённом виде индекс KPI считают по формуле: Факт ÷ Цель × 100% = Индекс KPI.
Если результат будет больше 100%, сотрудник работает эффективно, если меньше — есть проблемы и нужно выяснять их причины.
Например, менеджер реализовал товар общей суммой 900 тыс. рублей. Цель — продать продукцию на 750 тыс. рублей.
Считаем индекс KPI: 990 000 ÷ 750 000 × 100% = 120%.
Результат получился больше 100%: сотрудник превысил норматив и может рассчитывать на поощрение.
При оценке эффективности по KPI стоит учитывать не только итоговые значения, но и каждый показатель. Даже если итоговый результат больше 100%, могут быть проблемы с отдельными показателями. Например, выполнен общий план по продажам, но не сделана норма продаж клиентам, которые пришли с рекламы. Руководителю нужно усилить работу менеджеров в этом направлении в следующем месяце.
При разработке KPI компании часто допускают ошибки, которые могут снизить мотивацию сотрудников.
❌ Компания хочет увеличить объём продаж, поэтому ставит сотрудникам завышенный план по количеству заключённых сделок. Однако есть риск не достичь цели | ✅ Сделать акцент в KPI на повышении качества обслуживания и за счёт этого увеличить количество клиентов |
---|
❌ KPI менеджера по продажам — 15 встреч с потенциальными клиентами. Он может провести и 20, но если ни одна не приведёт к сделке, задача выполнена не будет | ✅ Привязать KPI к реальным продажам, а не к встречам и звонкам |
---|
❌ KPI менеджеров по закупкам привязаны к объёму товаров и сокращению затрат. Чтобы его выполнить, они покупают менее качественную продукцию. Это вызывает сложности у отдела продаж — клиенты не хотят приобретать товар | ✅ Поставить менеджерам по закупкам показатели, которые не будут негативно влиять на качество |
---|
❌ Преподаватель школы иностранных языков не достиг KPI по количеству учеников, так как двое перестали ходить на занятия. Но один из учеников переехал в другой город, другой заболел, и повлиять на ситуацию преподаватель не могла | ✅ Учитывать количество постоянных учеников, соотношение новичков и тех, кто ушёл |
---|
❌ Продавцы дорогих автомобилей могут выходить в ноль по итогам месяца, так как продукт дорогой и сделки могут длиться долго | ✅ Ставить KPI на более длительный период. Например, на квартал |
---|
Чтобы система KPI была чёткой и прозрачной, каждый сотрудник должен знать, от чего зависят его бонусы и премии. Объяснить это персоналу нужно заранее перед постановкой KPI.
KPI помогут объективно оценить работу сотрудника и команды в целом, повысить мотивацию и эффективность. Для этого необходимо грамотно разработать систему оценки: учесть задачи бизнеса, ставить достижимые и измеримые цели с конкретным сроком. Расчёт KPI лучше вести по чёткой формуле — тогда у сотрудников не будет вопросов к тому, как оценили их работу.