Что такое пилотный проект: цели и особенности
Объясняем, чем пилотный проект отличается от обычного, и даём алгоритм запуска.
Объясняем, чем пилотный проект отличается от обычного, и даём алгоритм запуска.
Проектный подход к решению бизнес-задач пользуется популярностью: с его помощью компании и предприниматели тестируют новые идеи. Если проект оказывается успешным, его масштабируют, а если нет — анализируют результаты и делают выводы на будущее. В статье разобрались, что такое пилотный проект, кому он подходит, из каких этапов состоит и как запускается.
Говоря простыми словами, пилотный проект — это ограниченная версия проекта, которую запускают для тестирования идей, технологий или процессов перед их масштабным внедрением. Понятие «пилот» стоит отличать от классического проекта.
Пилотный проект | Классический проект | |
---|---|---|
Цель | Проверка идеи на небольших объёмах | Полноценная реализация и внедрение |
Масштаб и длительность | Ограничение по масштабу и длительности. Например, реализация в одном регионе в течение трёх месяцев | Полное масштабирование, неограниченная длительность |
Ресурсы | Ограниченные ресурсы — как финансовые, так и человеческие | Полное использование ресурсов |
Изменения | Быстрая обратная связь, легче вносить изменения и корректировки | Обратная связь поступает медленно, изменения сложнее и затратнее внедрять |
Цель | Масштаб и длительность | Ресурсы | Изменения | |
Пилотный проект | Проверка идеи на небольших объёмах | Ограничение по масштабу и длительности. Например, реализация в одном регионе в течение трёх месяцев | Ограниченные ресурсы — как финансовые, так и человеческие | Быстрая обратная связь, легче вносить изменения и корректировки |
Классический проект | Полноценная реализация и внедрение | Полное масштабирование, неограниченная длительность | Полное использование ресурсов | Обратная связь поступает медленно, изменения сложнее и затратнее внедрять |
Пилотный проект помогает проверить жизнеспособность идеи, оценить эффект от внедрения чего-то нового, собрать обратную связь перед масштабированием. Если проект оказался успешным, запускается новый продукт или услуга, дорабатывается текущий ассортимент компании, сервис или внедряется инновация.
Компания «ВкусВилл» решила запустить пилотный проект, чтобы расширить текущий ассортимент заморозки. В результате появились новые форматы магазинов с замороженными продуктами «ВкусВилл Айс».
Пилотный проект не требует подготовки всех производственных мощностей, поэтому его можно запустить быстро. Это позволит сразу собрать данные о востребованности идеи, а потом потратить время и ресурсы на её корректировку и улучшение.
Сроки пилота чётко определены, поэтому команда заранее знает, когда надо закончить работу. Обычно проект длится 2–3 месяца, но бывают и более длительные истории.
Сеть пиццерий «Додо Пицца» автоматизировала работу контакт-центра. Подрядчик разработал голосового чат-бота, который отвечал на вопросы, вносил изменения в заказ и в крайнем случае переключал на оператора. Реализация пилота длилась несколько лет, и в итоге компания уменьшила нагрузку на операторов и теперь экономит свыше 1 млн рублей ежемесячно.
Каждый проект по-своему уникален, и его результат больше не повторяется. Например, крупная компания с большой филиальной сетью может протестировать первый магазин нового формата на одной торговой точке, а после — масштабировать его уже на весь бизнес.
У любого пилота есть ключевая цель — та, ради чего проект задумывается. Есть несколько промежуточных целей, которые достигаются на каждом отдельном этапе.
Чётко сформулировать цели помогает SMART-подход, в котором цель должна соответствовать пяти критериям: быть конкретной, измеримой, достижимой, ограниченной во времени и релевантной целям организации. Такая цель будет понятной исполнителям, её можно разделить на этапы и отслеживать прогресс.
Глобально пилот запускается для следующего.
Оценить гипотезу | Пилот помогает предпринимателю проверить, насколько эффективна идея, которую собираются внедрить в бизнесе, заинтересованы ли клиенты в новом продукте или сервисе или ничего не стоит запускать. Можно оценить, повлияет ли инновация на сотрудников или другие бизнес-процессы |
---|---|
Сократить репутационные риски | Перед запуском масштабного проекта его тестируют на малом объёме: на части клиентов, на одном магазине или внутри компании. Если что-то идёт не так, компания не допускает глобальных ошибок, сбоев, не получает негативных новостей в СМИ и интернете |
Снизить затраты | Проект внедряется локально, поэтому компании не нужно сразу тратить большие деньги на разработку и запуск какой-то идеи |
Реализовать проект можно в любой сфере бизнеса: некоторые компании делают это самостоятельно, а другие — с помощью органов власти или крупных корпораций. Например, стартапы с готовым финтех-продуктом могут запускать свои пилоты при поддержке Альфа-Банка, а IT-компании, занимающиеся разработками в сфере FoodTech и HoReCa, — подать заявку на участие в проекте «Лаборатория инноваций» от «ВкусВилла».
Запустить проект самостоятельно можно за пять шагов.
Шаг 1. Придумать гипотезу. Чтобы запустить проект, обязательно создайте тестовую гипотезу: предположение о том, каких результатов хотите добиться в финале пилота. После этого нужно поставить измеряемую цель и обозначить конкретные метрики успеха. В качестве метрик можно взять сравнение затрат на внедрение проекта с полученной выгодой, увеличение производительности труда, улучшение качества продукта, процент удовлетворённости клиентов и сотрудников.
Например, владелец сети кофеен Антон решил не выбрасывать кофейный жмых, а делать из него скрабы для тела и потом их продавать. Предприниматель подумал, что так можно снизить процент отходов, повысить лояльность клиентов и увеличить выручку.
Шаг 2. Составить план реализации проекта. Выделите ресурсы, которые будут задействованы в проекте, — определите проектную группу из ваших сотрудников или наймите компанию в помощь, а ещё заранее рассчитайте бюджет, который понадобится для реализации проекта. Чтобы достичь намеченной цели, ограничьте время проекта и разделите его на этапы с дедлайнами, а также назначьте ответственных за каждый из пункт плана.
Чтобы пилот состоялся, Антон решил выделить 700 000 рублей. Предприниматель ограничил срок проекта до шести месяцев и разделил реализацию на несколько этапов. Бариста и администраторы собирают жмых после приготовления кофе, куратор пилота направляет сырьё на производство, а маркетолог и дизайнер разрабатывают упаковку и план привлечения покупателей к новому товару. Готовый продукт забирает водитель, а Антон распределяет его по своим кофейням.
Шаг 3. Запустить тестирование. Участники решают задачи своей части проекта, сверяются с планами и тестируют идею. Чтобы вовлечь персонал и клиентов в процесс, проинформируйте их о начале эксперимента: предложите участвовать в тестировании и предлагать идеи по доработке.
Усилиями команды удалось создать скрабы и отправить их в кофейни. Чтобы привлечь аудиторию, Антон разместил пост в соцсетях, что в заведениях появился новый товар. Читателям предприниматель предложил попробовать новый продукт и оставить отзыв, а в обмен — получить купон на бесплатную чашку кофе.
Шаг 4. Проанализировать результаты. Когда все этапы проекта пройдены, подводятся финальные итоги: анализируются критерии успеха или провала проекта. Сравнивается ожидаемый результат и реальный, фиксируются все нюансы, которые важны для следующего шага.
После запуска проекта Антон увидел, что вложения окупились: выручка выросла на 30%, а лояльность покупателей повысилась. Тестовую партию кофейных скрабов раскупили за полтора месяца, но при этом покупатели не сразу замечали новый товар на прилавке кофейни.
Шаг 5. Принять решение о масштабировании. В завершение пилотного проекта команда принимает решение, масштабировать его или нет. Не все пилоты оказываются успешными: иногда во время тестирования становится понятно, что идея не работает, и тогда пилотный проект закрывают.
Вместе с командой Антон решил масштабировать проект, но с доработкой упаковки скраба и корректировкой плана продвижения по каналам.