Как писать о профессиональных навыках в резюме, чтобы звали на собеседования
Говорить обо всех своих умениях в резюме — не всегда хороший вариант.
Говорить обо всех своих умениях в резюме — не всегда хороший вариант.
Иногда даже эксперт с многолетним опытом в сфере может не дойти до собеседования на новую должность из-за того, что в его резюме плохо отражены профессиональные навыки. А если у вас нет опыта, кажется, что работу получить будет ещё сложнее. Но это не всегда так. Правильно заполненное резюме подсветит сильные стороны, покажет вас профессионалом и поможет получить заветную должность. Разбираемся, как грамотно составить резюме.
Профессиональные навыки — это знания, умения и компетенции, которые есть у кандидата для того, чтобы претендовать на должность. По ним HR, а затем и руководитель оценивают, подходит соискатель компании или нет.
Есть теоретические знания, которые появляются без опыта работы. Их получают на курсах, в университетах, самостоятельно изучая образовательную литературу. Но большинство навыков специалисты приобретают на практике. Если выбрать то, что актуально для вакансии, и правильно это преподнести, руководство компании обратит на вас внимание и позовёт на собеседование.
Глобально профессиональные навыки делятся на два типа:
Hard skills. Конкретные навыки, без которых не получится развиваться в работе как профессионалу. Они могут быть общими: знание языков, умение работать в CRM-системах, навык ведения деловой переписки. А могут быть специализированными. Например, для сисадминов важно знать инструменты системного администрирования, уметь работать с сетевым оборудованием, мониторить серверы, понимать принципы функционирования локальных сетей. Для архитектора важно другое — это понимание основ композиции, знание строительных норм, правил и стандартов, умение работать с чертежами.
Soft skills. Это личные качества, которые помогают сотруднику работать в команде, курировать проекты или вести переговоры. На любой должности пригодится умение следовать дедлайнам и усваивать новую информацию.
Если вы претендуете на роль руководителя или хотите до неё дорасти, нужно прокачивать лидерские и коммуникативные качества — уметь брать ответственность за команду и мотивировать сотрудников на результат, решать конфликты внутри коллектива, организовывать работу и выступать на публике, чтобы презентовать идеи.
Примеры необходимых навыков на конкретные должности, которые могут встречаться в вакансиях:
Для офис-менеджеров:
Для веб-дизайнеров:
Профессиональные навыки описываются в отдельном разделе резюме: обычно он идёт сразу после опыта работы. Но если вы не видите в шаблоне места под компетенции, можно вписывать их в абзацы по ходу текста — часть включить в опыт работы, а остальное в личные качества.
1. Забудьте о шаблонах. Не пишите общие фразы про коммуникабельность и многозадачность, избавляйтесь от клише — иначе ваше резюме затеряется в сотне других.
Объясняйте на конкретных примерах, как ваши навыки пригодятся в работе. Например, не «знание отрасли», а «5 лет в сфере разработки мобильных приложений» или не «знание английского», а «чтение технической документации и анализ англоязычных статей».
2. Старайтесь быть лаконичным. Не стоит расписывать все свои таланты. Выделите 5–6 навыков и сфокусируйтесь на них. Если напишете меньше, вас могут счесть за недостаточно квалифицированного специалиста, а если больше — руководитель может подумать, что вы расхваливаете себя или знаете обо всём, но поверхностно.
3. Опирайтесь на информацию в вакансии. Чтобы понять, на каких навыках лучше сфокусироваться в резюме, достаточно внимательно прочитать вакансию. Чаще всего работодатель чётко прописывает, чего ждёт от кандидата. Возьмите за основу обязанности и требования к должности, но не копируйте их один в один.
Например, компании требуется специалист в отдел рекламы. Давайте посмотрим, как соискатель может описать свои навыки, чтобы показать себя с выгодной стороны.
Требование | Навык в резюме |
---|---|
Проводить презентации и вести переговоры с клиентами | Умею анализировать целевую аудиторию. Могу собрать материал по тематике встречи и подготовить тезисы. Нахожу выход из конфликтных ситуаций |
Проявлять гибкость к разным каналам продвижения | Знаю, как определять потребности аудитории, анализировать статистику и стимулировать продажи. Могу грамотно распределять информацию по массовым, локальным и личным каналам продвижения |
Вести отчётность и планировать маркетинговые активности | Умею определять и прописывать цели проекта, бюджет, риски. Могу анализировать проделанную работу и прописывать дальнейшие шаги для достижения результата |
О некоторых навыках лучше не упоминать, даже если вы ими владеете. Например:
Быстрая обучаемость. Это клише наравне со стрессоустойчивостью, многозадачностью и другими. Такой навык, скорее всего, вызовет у HR или руководителя сомнения: можно быстро разобраться в какой-то программе, но с нуля выучить новый язык программирования или освоить принципы проектирования зданий за неделю точно не получится. Если хочется написать, как вы быстро что-то освоили, — приведите пример конкретного кейса.
Базовые компьютерные навыки. Уверенным пользователем ПК, который быстро ищет информацию в интернете, уже не удивить. Вместо стандартной фразы про базовые знания компьютера приведите пример специализированных программ, с которыми работаете: 1C, CRM-системы, Excel, Яндекс Трекер.
Навыки, которые не относятся к должности. При составлении резюме важно, чтобы скилы соответствовали профессии, на которую вы откликнетесь. Если хотите устроиться дизайнером, не совсем уместно писать про скорость набора текста — это важнее, например, для копирайтера. Лучше перечислите графические редакторы и программы, которые используете для решения рабочих задач.
Если внимательно подойти к составлению резюме, работодатель увидит ответственного кандидата и оценит навыки ещё до личной встречи. Так у вас появится возможность подтвердить их на практике.