Как сделать сильное портфолио: этапы подготовки, структура и оформление
Рассказываем, как эффективно презентовать свои кейсы с помощью доступных инструментов Яндекс 360.
Рассказываем, как эффективно презентовать свои кейсы с помощью доступных инструментов Яндекс 360.
Портфолио нужно, чтобы показать результаты работ потенциальному заказчику или работодателю. В обоих случаях подготовка портфолио состоит из одних и тех же этапов, для которых можно использовать простые и привычные сервисы. В статье расскажем, как составить портфолио, которое сыграет в вашу пользу, и грамотно оформить свои работы.
Начинающие специалисты часто задаются вопросом: что писать в портфолио? По сути портфолио — это перечень работ, которые вы делали. Но в него можно включить и короткое описание вашего опыта и навыков. Так работодатель или клиент сразу поймёт, чем вы можете быть полезны.
Опишите, с какими форматами работаете. Если делаете работу под ключ, расскажите подробнее обо всех этапах. Например: «Беру проекты под ключ: составляю бриф, собираю фактуру, провожу фактчекинг, пишу, вычитываю, публикую материал и отслеживаю эффективность статьи. Могу найти эксперта для проекта и взять интервью. Сама подбираю иллюстрации или ставлю ТЗ дизайнеру».
После основных навыков напишите про смежные, которые помогают вам в работе. Допустим, вы автор, но также можете составить портрет потребителя, собрать семантическое ядро или подготовить материал на английском.
Если вы сомневаетесь, нужна ли фотография в портфолио, то да, нужна. Так заказчик или работодатель смогут составить о вас первое впечатление ещё до собеседования. Поэтому будьте внимательны при выборе фото.
Сейчас многие компании отказываются от строгого дресс-кода, а на удалёнке сотрудники и вовсе работают в домашней одежде. Но для портфолио лучше взять нейтральную фотографию.
Чтобы заказчику или работодателю было легче сориентироваться в вашем опыте, отберите для портфолио 10–15 самых классных проектов. Выбирайте работы, которые показывают ваши компетенции, умение решать поставленные задачи и добиваться результатов, а также профессиональный рост.
Например, IT-специалисту стоит добавить проекты, для которых он освоил новые языки программирования, а копирайтеру — статьи, которые собрали высокую вовлечённость.
Кейс — это описание вашей работы над проектом. Он не просто показывает, что вы что-то сделали, а объясняет, как ваши действия помогли добиться результата и каким он получился.
Добавляя проект в портфолио, не забывайте про NDA. Заказчики не всегда разрешают публиковать результат и процесс работы, часто даже просят подписать договор о неразглашении. Если клиент против, попробуйте обсудить варианты. Например, предложите написать обезличенный кейс: привести контекст, но не указывать название компании — так никто не узнает, для кого вы выполнили проект.
Хороший кейс включает в себя:
Отлично дополнят кейс отзывы клиентов. Постарайтесь получить развёрнутый фидбэк, из которого будет ясно, с чем к вам пришёл заказчик и как вы ему помогли.
Визуал в портфолио нужен не только дизайнерам. Например, маркетолог после запуска рекламной кампании может проиллюстрировать результаты скринами таблиц со статистикой, а SMM-специалист — показать контент-план. Сделать это удобно в Яндекс Таблицах.
Укажите свои контакты для связи: телефон, почту и кликабельную ссылку на аккаунт в Телеграме или других соцсетях. Лучше, чтобы они были в двух местах: на первой странице — рядом с рассказом о себе и в конце — после примеров работ. Так клиенту будет удобнее сразу нажать на контакт или скопировать его.
Также можно оставить ненавязчивый призыв к действию. Например: «Давайте обсудим вашу задачу. Напишите, чтобы узнать, как я могу вам помочь, и договориться о сотрудничестве».
Несколько лайфхаков, как оформить портфолио, когда большая часть ваших работ — тексты или визуальный контент.
Разбейте проекты по форматам. Это будет удобно и вам, и работодателю. Он быстрее сориентируется и увидит, что вы владеете визуальным повествованием.
Дайте ссылки на материалы. Лучше всего, если это будут именно готовые публикации — так сразу видно, что работа не пропала даром. Если их нет, можно добавить тексты в Яндекс Документы. Например, вы недавно делали статью по теме, которая нужна заказчику, но она ещё не опубликована на сайте, или хотите показать релевантное тестовое.
Обращайте внимание на ссылки. Длинные ссылки выглядят небрежно, в них легко запутаться. Лучше спрятать гиперссылку под текст с названием статьи. Так клиент сразу обратит внимание на материал, который может быть ему интересен.
Можно заверстать портфолио на специальных платформах, а можно использовать такие доступные и удобные инструменты, как Яндекс Презентации. Сервис позволяет создать презентацию с нуля или на основе готового шаблона. В слайды можно добавлять текст, изображения, видео, делать анимации и переходы, составлять диаграммы.
Готовую презентацию можно хранить онлайн и отправлять ссылку потенциальному клиенту или работодателю. Чтобы посмотреть портфолио, ему не придётся загружать файл — достаточно просто перейти по ссылке. Главное, не забудьте открыть доступ на просмотр.
В презентации можно оформить визуал и добавить ссылки на проекты, а можно коротко описать кейс, если дизайн принёс конкретные результаты. Допустим, вы сделали классный ребрендинг, который улучшил позиции сайта в выдаче. Обязательно укажите, сколько клиентов пришло на новый сайт за это время.