Как собрать команду для временного проекта: набор сотрудников и распределение ролей
Как сделать, чтобы сроки не срывались, а изменения проходили безболезненно.
Как сделать, чтобы сроки не срывались, а изменения проходили безболезненно.
Управлять временными проектами непросто: сроки ограничены, планы могут резко меняться, за всем нужно уследить. Нужна надёжная и ответственная команда — расскажем, как собрать такую.
В самом начале работы над временным проектом может быть неясно, а как вообще должна выглядеть идеальная команда: сколько брать сотрудников, с какой квалификацией, на парт-тайм или на постоянку. Это случается, когда проект кажется туманным, нет чётких этапов и задач. Понимание придёт, если заранее сформулировать чёткое видение проекта. Распишите по пунктам:
Это поможет определить, как сформировать проектную команду. Например, вы хотите запустить спецпроект с крупным медиа — за три месяца вам нужно создать 10 лонгридов. В таком случае нанимать копирайтера и дизайнера на полный рабочий день необязательно, а вот менеджер проекта может понадобиться на фултайм, чтобы постоянно быть на связи с представителями медиа. Или вам нужно заменить все карточки товара в интернет-магазине. Чтобы сделать редизайн, достаточно разово обратиться к опытному дизайнеру для разработки шаблона. А затем можно сэкономить и нанять младшего сотрудника, который сверстает все карточки по готовому стандарту.
В ходе временных проектов часто сталкиваешься с неудачами. Поэтому руководителю важно не только сформулировать видение проекта, но и донести его до сотрудников. Когда соберёте команду, напоминайте, зачем вы собрались вместе, — так участники смогут держать в голове, ради чего они трудятся и преодолевают сложности.
Перед формированием команды проекта определите портрет сотрудника: зону ответственности, роль в коллективе и то, каких показателей он должен добиться. Для каждого участника распишите пул задач в соответствии с графиком и целью проекта — важно сделать это ещё до найма, чтобы донести ожидания до кандидата. Можете набросать описание в Яндекс Заметках, а потом перенести мысли в текст вакансии.
Исходя из задач, сформулируйте хард-скилы, которыми должны обладать участники команды. В этом поможет карта Т-образных навыков. На ней все компетенции представлены в форме буквы Т, где вертикальная линия обозначает глубокую экспертизу, а горизонтальная — поверхностные знания. Последние особенно важны для проектов, где коллеги должны ориентироваться в работе друг друга. Так, если маркетолог разбирается в интерфейсе Фигмы и понимает, из каких этапов строится разработка сайта, он сможет ставить чёткие задачи дизайнеру и разработчику.
Участники команды должны обладать не только прямыми профессиональными навыками, но и софт-скилами — они помогут быстро сработаться и преуспеть в условиях сжатых сроков. Вот признаки сотрудника, который подойдёт для временного проекта:
На этапе найма сложно распознать конкретные софт-скилы — полное представление о них можно получить, только поработав с человеком. Но можно расспросить соискателя о его опыте: узнайте, каких результатов он достиг на прошлой работе, как добивался высоких показателей и преодолевал препятствия.
Если у отвечающего мало опыта или он не может раскрывать детали с прошлой работы, попробуйте сами задать кейс. Представьте ситуацию, которая может случиться в ходе вашего проекта, и спросите, как бы соискатель с ней справлялся. Например:
Так как проекты ограничены по срокам, на обучение и раскачку нет времени: важно, чтобы члены команды не были сильно заняты и могли быстро включиться. Ещё часто случается, что проект запускается вот-вот, поэтому найти людей тоже нужно быстро, а поиск на сервисах онлайн-рекрутинга может затянуться. Поэтому заранее продумайте, где искать сотрудников.
Через соцсети. Подходит, если у бренда или лично у вас есть онлайн-аудитория. Сделайте объявления в постах, анонсируйте в сторис, как набираете людей в команду, пропишите требования к вакансии. Если подписчики уже знают вас или вашу компанию и разделяют её ценности, их будет проще ввести в курс дела.
По сарафанному радио. Подключите нетворкинг, поднимите старые контакты и поспрашивайте знакомых — возможно, вам посоветуют надёжного сотрудника, который сможет быстро освоиться.
Внутри компании. Иногда на временный проект проще подтянуть кого-то с текущей постоянной работы. Например, если у вас есть штат дизайнеров, пригласите одного из них, ведь он уже знаком с фирменным стилем и требованиями. А на его место возьмите новенького — коллеги его обучат.
Через кадровые агентства. Подойдёт, если нужны временные работники без высокой квалификации: курьеры, упаковщики, водители. Это удобно, потому что обычно сотрудники уже обеспечены медицинскими книжками, спецодеждой и другими важными вещами, а если кто-то заболеет или перестанет выходить на связь, агентство оперативно подыщет замену.
Проджект-менеджер — самое важное звено в построении эффективной команды, именно он определяет, как будет развиваться проект. Допустим, вам нужно разработать приложение. Оно почти готово, но вы поняли, что нужно добавить ещё одну важную функцию, а время ограничено. Проджект-менеджер решает, как выполнить эту задачу. Он может оптимизировать бюджет и заплатить разработчику, чтобы тот поработал сверхурочно и внедрил функцию. А может пожертвовать другими, менее важными фичами — и доделать их уже после релиза.
Вот что обычно делает проджект-менеджер:
Если проджект-менеджер хорошо работает, то и его коллеги тоже, а если халтурит — процессы сыпятся как карточный домик. Поэтому важно выбрать ответственного сотрудника, который умеет справляться со стрессом, искать подход к людям и планировать.
Кажется, что лучше взять в проджект-менеджеры кого-то из исполнителей на постоянном проекте. Ведь человек уже знаком со спецификой компании, и вы ему доверяете. Но у специалиста может быть недостаточно менеджерских навыков: вместо делегирования он будет сам показательно решать задачу, а при конфликтах в коллективе — прятать голову в песок. В итоге на обучение и адаптацию придётся тратить время, а это слишком ценный ресурс. Так что стоит брать сотрудника, у которого есть образование и опыт в сфере управления проектами.
Проджект-менеджера можно найти в рекрутинговых агентствах или на фрилансе. Важно, чтобы у него в работе не было десятков проектов, которые поставлены на поток, иначе вы не добьётесь от сотрудника вовлечённости и индивидуального подхода.
В качестве тестового задания можно предоставить вводные по проекту и попросить оценить, какие есть риски, что может пойти не по плану и как с этим справиться. Так вы поймёте, совпадает ли видение соискателя с вашим и готов ли он решать проблемы.
Проджект-менеджер должен быть постоянно с вами на связи и оповещать, на каком этапе находится проект, поэтому заранее уточните у соискателя, готов ли он составлять подробные отчёты и в какой форме он привык это делать.
Для отчётов удобно пользоваться сервисом Документы от Яндекс 360: например, составлять таблицы или презентации. Менеджер может предоставить вам доступ к файлам и вносить данные онлайн в режиме реального времени — будет удобно смотреть отчёты в любой момент.