Клиентоориентированность: как сделать своих покупателей постоянными
Разбираемся, какие инструменты помогут завоевать лояльность клиентов.
Разбираемся, какие инструменты помогут завоевать лояльность клиентов.
Клиентоориентированность — необходимая составляющая для эффективной работы бизнеса. Хорошее обслуживание — причина, по которой клиенты возвращаются к компании, советуют её друзьям и знакомым. Рассказываем, как оценить и улучшить клиентоориентированность.
Клиентоориентированность — это подход, в рамках которого бизнес ставит потребности клиентов на первое место. Компания стремится понять свою аудиторию и предсказать её запросы, чтобы эффективно их удовлетворить.
Цель клиентоориентированного подхода — выстроить долгосрочные отношения с покупателями. Для этого компания делает взаимодействие с брендом максимально приятным: предлагает скидки, бесплатную доставку, круглосуточную поддержку.
Довольные клиенты совершают повторные покупки, приводят друзей и знакомых. Это увеличивает прибыль и улучшает репутацию компании.
Преимущества клиентоориентированности для бизнеса:
Клиентоориентированность сотрудника — это набор качеств, которые помогают устанавливать и поддерживать долгосрочные отношения с покупателями. Работник должен быть доброжелательным, общительным, уметь выслушать и понять клиента.
В сфере продаж клиентоориентированный сотрудник лучше выполняет план и формирует собственную клиентскую базу. Для него важнее решить запрос покупателя, а не побыстрее заключить сделку.
Клиентоориентированность бизнеса — это подход, который нацелен на удовлетворение потребностей клиентов. Все бизнес-процессы строятся с учётом ожиданий и проблем целевой аудитории.
Отличие между понятиями в том, что клиентоориентированность бизнеса — это общий подход к работе с клиентами, а клиентоориентированность сотрудника — конкретные действия и навыки для удовлетворения потребностей покупателя.
Чтобы выстроить долгосрочные отношения с клиентами, компании придерживаются нескольких принципов.
Принцип | Описание | Пример |
---|---|---|
Эмпатия | Вникайте в потребности, желания и боли аудитории | Интернет-магазин одежды регулярно настраивает персональные рекомендации. Например, если клиент часто заказывает платья определённого фасона, система предложит ему похожие модели из новых коллекций |
Забота и желание помочь | Будьте готовы помогать клиенту в любых вопросах, связанных с продуктом или услугой | В сервисном центре электроники мастер не только ремонтирует сломанный гаджет, но и объясняет клиенту причину поломки и даёт рекомендации по его использованию |
Индивидуальный подход | Учитывайте индивидуальные особенности и предпочтения каждого клиента | В фитнес-клубе тренер на первом занятии подбирает программу тренировок отдельно для каждого клиента |
Сбор отзывов и предложений | Активно собирайте отзывы и предложения клиентов, анализируйте их и используйте для улучшения продуктов и услуг | Владелец бренда косметики дарит призы клиентам, которые оставили отзыв о продукции в соцсетях |
Свобода персонала в работе с клиентом | Дайте сотрудникам право самостоятельно принимать решения в пределах своих полномочий для решения проблем клиентов | В ресторане официант делает небольшие комплименты от заведения постоянным клиентам, например приносит бесплатный десерт |
Принцип | Эмпатия | Забота и желание помочь | Индивидуальный подход | Сбор отзывов и предложений | Свобода персонала в работе с клиентом |
---|---|---|---|---|---|
Описание | Вникайте в потребности, желания и боли аудитории | Будьте готовы помогать клиенту в любых вопросах, связанных с продуктом или услугой | Учитывайте индивидуальные особенности и предпочтения каждого клиента | Активно собирайте отзывы и предложения клиентов, анализируйте их и используйте для улучшения продуктов и услуг | Дайте сотрудникам право самостоятельно принимать решения в пределах своих полномочий для решения проблем клиентов |
Пример | Интернет-магазин одежды регулярно настраивает персональные рекомендации. Например, если клиент часто заказывает платья определённого фасона, система предложит ему похожие модели из новых коллекций | В сервисном центре электроники мастер не только ремонтирует сломанный гаджет, но и объясняет клиенту причину поломки и даёт рекомендации по его использованию | В фитнес-клубе тренер на первом занятии подбирает программу тренировок отдельно для каждого клиента | Владелец бренда косметики дарит призы клиентам, которые оставили отзыв о продукции в соцсетях | В ресторане официант делает небольшие комплименты от заведения постоянным клиентам, например приносит бесплатный десерт |
Для оценки клиентоориентированности используют опросы, фокус-группы или индекс NPS (Net Promoter Score) — метрику, которая отражает лояльность клиентов.
Чтобы рассчитать NPS, покупателю задают вопрос, насколько он готов рекомендовать компанию по шкале от 0 до 10, где 0 — это «Не буду рекомендовать», а 10 — «Обязательно рекомендую».
Вопрос можно задать покупателям в магазине, отправить по почте или через соцсети и мессенджеры. После сбора ответов разделите их на три группы:
Для подсчёта индекса NPS используют формулу: NPS = Процент сторонников − Процент критиков. Пример: NPS = 85% (сторонники) − 10% (критики) = 75%.
Результат может быть от −100 до 100. Если он меньше 0, большинство клиентов недовольны компанией, если больше 0 — преобладают сторонники. Традиционно NPS выше 30% можно считать хорошим, более 50% — отличным, а более 75% — великолепным.
Шаг №1. Определите, как улучшить качество сервиса. Вот что для этого можно сделать:
Шаг №2. Разработайте план действий. Он должен включать конкретные меры по улучшению каждого проблемного аспекта:
Шаг №3. Внедрите изменения и контролируйте их эффективность: