Маржа и маржинальность: в чём разница

Узнайте, что такое маржа и маржинальность, чем они отличаются от наценки и рентабельности.

14.07.2025
Маржа и маржинальность: в чём разница

Чтобы правильно оценивать эффективность и рентабельность бизнеса, предприниматель должен знать, в чём разница между маржой и маржинальностью. В материале расскажем, почему эти термины не одно и то же, а также поделимся формулами для расчётов. Рассказываем, как эти показатели помогают оценить эффективность работы компании.

Что такое маржа

Это разница между двумя показателями: выручкой и расходами на производство и продажу продукта.

Выручка — это сумма, которую получает бизнес при продаже товара. Например, покупатель купил в магазине футболку за 2000 рублей. Выручка продавца составила 2000 рублей.

Расходы на производство и продажу в бизнесе называют переменными расходами. Это абсолютно все затраты компании на приобретение и подготовку продукции к продаже. Например, затраты на упаковку, оформление разрешительной документации на товары, расходы на логистику.

Маржа рассчитывается в рублях по формуле:

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Разберём на примере, как считается маржа. Иван продаёт деревянные табуреты через сайт в интернете. В мае выручка от продажи составила 1 000 000 рублей. Из них он выплатил 300 000 рублей мастерам за работу, 200 000 рублей потратил на закупку древесины, 50 000 рублей ушли на упаковку товаров и 100 000 рублей — на рекламу магазина в соцсетях.

Всё это — переменные расходы, которые зависят от количества произведённой продукции. Чем больше изделий изготовит команда Ивана, тем выше будут переменные расходы. Маржа бизнеса Ивана — это разница между выручкой и всеми переменными расходами:

1 000 000 – (300 000 + 200 000 + 50 000 + 100 000) = 350 000

Получается, что маржа показывает, сколько денег останется у бизнеса после продажи товара. По сути, это выгода, ради которой работает бизнес.

Какие есть виды маржи

Маржу, которую мы считали выше, называют валовой или гросс-маржой. Кроме того, в торговле различают следующие виды:

  • Операционная — показывает соотношение операционной прибыли (ОП) к выручке. ОП — это прибыль, которую компания получит после вычета всех операционных расходов — и постоянных, и переменных.
  • Фронт-маржа — разница между себестоимостью продукции и выручкой. Она показывает, сколько прибыли приносит каждая продажа.
  • Бэк-маржа — бонусы от поставщиков. Например, за выполнение KPI по продаже или регулярные и успешные маркетинговые кампании.

Существуют и другие виды маржи, не относящиеся к торговле. К примеру, это банковская маржа — разница между вложениями и прибылью, маржа платёжеспособности (параметр используют страховые компании), свободная маржа — термин из сферы торговли на фондовом рынке и так далее.

Маржинальность: что это такое и чем она отличается от маржи

Часто новички-предприниматели путают маржинальность с маржой. Однако это разные показатели. Маржа оценивает продуктивность: сколько бизнес заработал на продажах. А вот маржинальность показывает эффективность: насколько выгодно компания продавала продукт.

Маржу считают в денежном выражении, а маржинальность — в процентах. Для расчётов используют формулу:

Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%

Разберём на примере. Из примера выше мы знаем, что маржа бизнеса Ивана  — 350 000 рублей. Получается, что маржинальность компании составляет:

350 000 ÷ 1 000 000 × 100% = 35%

Таким образом, маржинальность показывает эффективность бизнеса Ивана и его способность генерировать прибыль. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли остаётся у Ивана от каждой продажи.

Важно: маржинальность может быть отрицательной. Так бывает, когда себестоимость товаров или услуг больше, чем доход бизнеса от их продажи. К примеру, если бы в мае выручка компании Ивана составила 600 000 рублей, а переменные расходы остались теми же, показатель маржинальности был бы отрицательным. Это означает, что бизнес убыточный.

Какая маржинальность считается высокой

Точного показателя высокой и низкой маржинальности нет, так как многое зависит от специфики товара. Но в торговле есть условные границы:

  • Низкомаржинальные — от 10 до 20%. В эту группу входят товары, которыми пользуется каждый человек: гигиенические принадлежности, товары для уборки, продукты повседневного спроса, детские подгузники и так далее.

Такие товары всегда хорошо продаются, потому что они нужны абсолютно всем людям. Но большой прибыли ждать не стоит, так как они продаются с небольшой наценкой — до 20%. Всё дело в том, что, если продавать такие товары дороже, их никто не купит, так как рынок переполнен аналогичной продукцией.

  • Среднемаржинальные — от 20 до 30%. Это группа товаров второй необходимости. Их приобретают по особому случаю. В категорию входят стройматериалы, бытовая техника, инструменты, компьютеры и так далее.

Продажи таких товаров гораздо ниже, чем в низкомаржинальном сегменте. Но благодаря наценке прибыль в этой категории получается значительная.

  • Высокомаржинальные — от 40%. В эту категорию входят товары, которые приобретают люди, чтобы порадовать себя или подчеркнуть статус. Например, брендовая одежда, элитный парфюм, ювелирные изделия и прочее. Кроме того, в эту категорию входят сезонные товары: украшения для праздников, ёлки, цветы, шоколадные наборы, автомобильные шины и так далее.

Прибыль от продажи подобной продукции крайне высока. Это объясняется большой наценкой, которая может доходить до 1000%.

Чем маржинальность отличается от наценки

Наценка — процент, на который увеличивается себестоимость продукции или затраты на её производство. По сути, это отношение маржи к переменным расходам.

Маржинальность показывает, сколько прибыли содержится в каждом рубле, заработанном на продаже товаров или услуг. А наценка — сколько прибыли компания получает на каждый рубль, потраченный на производство этих товаров и услуг.

Наценка = (Цена − Себестоимость) ÷ Себестоимость × 100%

Объясним на примере. Компания приобрела сырьё на 200 000 рублей. Товара продали на 450 000 рублей. Значит, маржа составила 250 000 рублей. Маржинальность бизнеса — 55%, а наценка — 125%.

Для чего нужен расчёт маржинальности

В связке с другими показателями, например маржой и выручкой, маржинальность позволяет отслеживать, как идут дела в бизнесе.

  • Если маржинальность растёт, то бизнес-процессы эффективно налажены и компания развивается.
  • Если маржинальность стабильна, значит, можно направить все ресурсы на поиски возможностей развития и масштабирования.
  • Если маржинальность снижается, нужно срочно искать причину утечки денег. Например, учесть сезонность и направить ресурсы на расширение ассортимента или сделать рассылку со спецпредложениями по базе клиентов.

Как контролировать маржинальность

Отслеживать маржинальность необходимо в динамике, то есть фиксировать и отслеживать изменения в показателях компании нужно на протяжении нескольких месяцев.

В небольшом бизнесе для того, чтобы считать и контролировать маржинальность, достаточно электронных таблиц в Excel, Google или Яндекс Таблицах.

О том, как считать выручку для своего бизнеса с помощью Яндекс Таблиц, читайте в отдельном материале.

Большие компании обычно используют для этого специальные сервисы для финансового учёта. Например, «Финтабло», «ПланФакт» или продукты «1С».

Подведём итог

  • Маржа — это выручка бизнеса за вычетом переменных расходов. Показывает, сколько денег получил бизнес от продажи товаров или услуг.
  • Маржинальность — отношение маржи к выручке. Показывает, сколько прибыли содержится в каждом заработанном рубле.
  • Маржа и маржинальность помогают оценить эффективность бизнеса и его способность генерировать прибыль. Расчёт маржи и маржинальности позволяет выявить проблемы и определить точки роста вашего магазина.
  • Многие начинающие предприниматели часто путают маржинальность с наценкой. Этот термин используют для обозначения процента, который компания добавляет к себестоимости товаров или услуг.
  • Выделяют три типа маржинальности: низкую, среднюю и высокую. Кроме того, существует много видов маржи для различных сфер бизнеса.
  • Рассчитывать и контролировать маржинальность можно с помощью электронных таблиц или специальных приложений.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы