Маржа и маржинальность: в чём разница
Узнайте, что такое маржа и маржинальность, чем они отличаются от наценки и рентабельности.
Узнайте, что такое маржа и маржинальность, чем они отличаются от наценки и рентабельности.
Чтобы правильно оценивать эффективность и рентабельность бизнеса, предприниматель должен знать, в чём разница между маржой и маржинальностью. В материале расскажем, почему эти термины не одно и то же, а также поделимся формулами для расчётов. Рассказываем, как эти показатели помогают оценить эффективность работы компании.
Это разница между двумя показателями: выручкой и расходами на производство и продажу продукта.
Выручка — это сумма, которую получает бизнес при продаже товара. Например, покупатель купил в магазине футболку за 2000 рублей. Выручка продавца составила 2000 рублей.
Расходы на производство и продажу в бизнесе называют переменными расходами. Это абсолютно все затраты компании на приобретение и подготовку продукции к продаже. Например, затраты на упаковку, оформление разрешительной документации на товары, расходы на логистику.
Маржа рассчитывается в рублях по формуле:
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Разберём на примере, как считается маржа. Иван продаёт деревянные табуреты через сайт в интернете. В мае выручка от продажи составила 1 000 000 рублей. Из них он выплатил 300 000 рублей мастерам за работу, 200 000 рублей потратил на закупку древесины, 50 000 рублей ушли на упаковку товаров и 100 000 рублей — на рекламу магазина в соцсетях.
Всё это — переменные расходы, которые зависят от количества произведённой продукции. Чем больше изделий изготовит команда Ивана, тем выше будут переменные расходы. Маржа бизнеса Ивана — это разница между выручкой и всеми переменными расходами:
1 000 000 – (300 000 + 200 000 + 50 000 + 100 000) = 350 000
Получается, что маржа показывает, сколько денег останется у бизнеса после продажи товара. По сути, это выгода, ради которой работает бизнес.
Маржу, которую мы считали выше, называют валовой или гросс-маржой. Кроме того, в торговле различают следующие виды:
Существуют и другие виды маржи, не относящиеся к торговле. К примеру, это банковская маржа — разница между вложениями и прибылью, маржа платёжеспособности (параметр используют страховые компании), свободная маржа — термин из сферы торговли на фондовом рынке и так далее.
Часто новички-предприниматели путают маржинальность с маржой. Однако это разные показатели. Маржа оценивает продуктивность: сколько бизнес заработал на продажах. А вот маржинальность показывает эффективность: насколько выгодно компания продавала продукт.
Маржу считают в денежном выражении, а маржинальность — в процентах. Для расчётов используют формулу:
Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%
Разберём на примере. Из примера выше мы знаем, что маржа бизнеса Ивана — 350 000 рублей. Получается, что маржинальность компании составляет:
350 000 ÷ 1 000 000 × 100% = 35%
Таким образом, маржинальность показывает эффективность бизнеса Ивана и его способность генерировать прибыль. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли остаётся у Ивана от каждой продажи.
Важно: маржинальность может быть отрицательной. Так бывает, когда себестоимость товаров или услуг больше, чем доход бизнеса от их продажи. К примеру, если бы в мае выручка компании Ивана составила 600 000 рублей, а переменные расходы остались теми же, показатель маржинальности был бы отрицательным. Это означает, что бизнес убыточный.
Точного показателя высокой и низкой маржинальности нет, так как многое зависит от специфики товара. Но в торговле есть условные границы:
Такие товары всегда хорошо продаются, потому что они нужны абсолютно всем людям. Но большой прибыли ждать не стоит, так как они продаются с небольшой наценкой — до 20%. Всё дело в том, что, если продавать такие товары дороже, их никто не купит, так как рынок переполнен аналогичной продукцией.
Продажи таких товаров гораздо ниже, чем в низкомаржинальном сегменте. Но благодаря наценке прибыль в этой категории получается значительная.
Прибыль от продажи подобной продукции крайне высока. Это объясняется большой наценкой, которая может доходить до 1000%.
Наценка — процент, на который увеличивается себестоимость продукции или затраты на её производство. По сути, это отношение маржи к переменным расходам.
Маржинальность показывает, сколько прибыли содержится в каждом рубле, заработанном на продаже товаров или услуг. А наценка — сколько прибыли компания получает на каждый рубль, потраченный на производство этих товаров и услуг.
Наценка = (Цена − Себестоимость) ÷ Себестоимость × 100%
Объясним на примере. Компания приобрела сырьё на 200 000 рублей. Товара продали на 450 000 рублей. Значит, маржа составила 250 000 рублей. Маржинальность бизнеса — 55%, а наценка — 125%.
В связке с другими показателями, например маржой и выручкой, маржинальность позволяет отслеживать, как идут дела в бизнесе.
Отслеживать маржинальность необходимо в динамике, то есть фиксировать и отслеживать изменения в показателях компании нужно на протяжении нескольких месяцев.
В небольшом бизнесе для того, чтобы считать и контролировать маржинальность, достаточно электронных таблиц в Excel, Google или Яндекс Таблицах.
О том, как считать выручку для своего бизнеса с помощью Яндекс Таблиц, читайте в отдельном материале.
Большие компании обычно используют для этого специальные сервисы для финансового учёта. Например, «Финтабло», «ПланФакт» или продукты «1С».