Особенности и принципы работы ретейла: разбираемся, как сегодня устроена розничная торговля
Рассказываем, что такое розничная торговля и как она работает.
Рассказываем, что такое розничная торговля и как она работает.
Ретейл — это способ организации торговли, при котором товары продаются потребителям для личных нужд. В этом материале рассказываем о специфике отрасли, разновидностях бизнеса и тех, кто на нём зарабатывает.
Представьте себе любой магазин, в котором вы закупаетесь продуктами, бытовой химией, аксессуарами для дома, а иногда и цветами в горшках. Это и есть ретейл. В переводе с английского этот термин означает «розница» — или процесс продажи товара или услуги конечному потребителю.
Тех, кто занимается таким бизнесом, называют ретейлерами. Это могут быть крупные сети супермаркетов, небольшие магазинчики у дома, онлайн-магазины, маркетплейсы и даже отдельные продавцы на рынках. Всех объединяет одно: покупатели приобретают товары для личного пользования, чаще всего поштучно.
Схема работы ретейла выглядит гораздо сложнее, чем простое «купил-продал». За тем, чтобы товар оказался на полке магазина или в корзине интернет-покупателя, стоит целая цепочка участников.
Вот как устроен ретейл-рынок:
Если объяснять простыми словами, сами ретейлеры закупают товар оптом — напрямую у производителей или через дистрибьюторов, — а затем продают в розницу. Разница между оптовой и розничной ценой — и есть заработок ретейлера. Наценка на товар в ретейле варьируется от 50 до 200%.
Читайте также: От ВКС до редакторов документов: какие онлайн-инструменты сэкономят время сотрудников.
Главная особенность сферы ретейла — это постоянное расширение ассортимента. Компании стараются покрыть все потребности покупателя: дать ему максимум товаров. Уже давно на смену мелким магазинчикам и продуктовым лавкам пришли огромные супермаркеты и маркетплейсы, где продаётся всё: от кофе в зёрнах до двухспальной кровати.
Для ретейлера важны не только цена и ассортимент, но и расположение магазинов или пунктов выдачи, удобство выбора, скорость доставки и оформление товара или витрины.
Существует несколько форматов розничной торговли. Всё зависит от того, где именно идут продажи: онлайн или офлайн, в продуктовом супермаркете или магазине, открытом по франшизе. Один ретейлер может успешно совмещать несколько видов, например продавать одежду на маркетплейсах и в своих розничных магазинах. Принято выделять несколько основных категорий. Рассмотрим каждую из них.
В эту категорию входят знакомые всем супермаркеты, ларьки, магазины у дома, торговые палатки, рынки. То есть все торговые точки, где можно приобрести продукты питания. В числе крупных ретейлеров — торговые сети X5 Group, «Лента», «Магнит», «ВкусВилл».
Считается, что эта сфера ретейла самая стабильная, так как продукты питания нужны всегда, в праздники, выходные и будни. Однако такая область розничной торговли весьма чувствительна к ассортименту и свежести товаров. Успешной торговой точкой считается та, где есть широкий ассортимент с большим оборотом.
Это продажа всего, что не относится к продуктам питания. Например, детская одежда, техника, мебель, печатная продукция и так далее. В отличие от продуктового ретейла эта сфера подвержена сезонности: в холодное время года лучше продаются пуховики, чем платья, а в летний период пиковых продаж достигают кондиционеры. Кроме того, у магазинов, задействованных в сфере непродуктового ретейла, есть чёткая специализация. Например, «Эльдорадо» продаёт технику, а «РИВ ГОШ» — косметическую продукцию.
Это сеть магазинов под одним брендом и с одним владельцем. У таких магазинов единые цены, логистика и система закупок. Как правило, торговые точки находятся в разных городах, а некоторые даже выходят на мировой уровень. Например, сеть строительных магазинов «Леруа Мерлен».
Торговое помещение на первом этаже дома, как правило, с отдельным входом. В их числе небольшие супермаркеты формата «у дома». У таких торговых точек для успешных продаж должна быть высокая проходимость. Их основная задача — привлечь как можно больше проходящих мимо покупателей. Например, это торговые места возле культурных объектов, вокзалов, школ или бизнес-центров.
Онлайн-ретейл — розничная продажа через интернет. В эту категорию входят маркетплейсы и онлайн-магазины брендов. Торговой точкой может быть даже страница в соцсетях, где покупатель выбирает интересующий его товар, оплачивает, получает его по почте. Для такого формата подходит любая продукция: от товаров ежедневного спроса до автозапчастей. Успех онлайн-ретейлеров зависит от удобства их платформ, быстрой и удобной логистики, клиентского сервиса и цифрового маркетинга.
Чаще всего к онлайн-ретейлу подключаются продавцы, у которых хорошо развита офлайн-торговля. Они выходят на онлайн-площадки, чтобы максимально охватить целевую аудиторию. Но есть и категории продавцов, для которых онлайн-продажи — единственный источник дохода. Например, это предприниматели и компании, успешно торгующие на маркетплейсах.