Что такое комплаенс и почему он важен для бизнеса
В статье рассмотрим, какие риски нивелирует комплаенс и как встроить его в систему управления.
В статье рассмотрим, какие риски нивелирует комплаенс и как встроить его в систему управления.
Компании и их сотрудники обязательно должны подчиняться законодательству и внутреннему распорядку. Нарушения влекут за собой серьёзные проблемы для бизнеса. Чтобы этого не случилось, компании стремятся соблюдать комплаенс — соответствие законам и правилам. Рассказываем, что означает этот термин, как выстроить систему комплаенса в бизнесе и кто может с этим помочь.
Термин «комплаенс» происходит от английского слова compliance, оно означает «соответствие, согласие». Это понятие недавно пришло с Запада и уже прижилось в российском бизнесе.
Комплаенс — это система мер и условий, благодаря которым компания и её сотрудники осуществляют свою деятельность в рамках закона, общественных норм и локальных правовых актов. Он бывает корпоративным и нормативным.
Нормативный — это соответствие законам страны. Например, маркетолог размещает рекламу в соцсетях и маркирует её по правилам, которые изложены в законе о рекламе, — он соблюдает комплаенс. Клиника берёт с пациентов письменное согласие об обработке персональных данных — это тоже соблюдение комплаенса.
Корпоративный — внутренние политики и кодексы, которые опираются на принципы и ценности компании. Например, косметический бренд поддерживает принцип этичного производства и не покупает сырьё у производителей, которые используют детский труд. В этом случае комплаенс соблюдён.
Есть много законодательных и локальных нормативных актов, которые регулируют производство, торговлю, рекламу, предоставление услуг, трудовые отношения. При несоблюдении этих законов бизнес гарантированно несёт потери.
Что может потерять компания:
Возможность таких потерь называется комплаенс-риском. Важно знать о таких рисках заранее и принимать все меры для того, чтобы избежать нарушений.
Соблюдение комплаенса и уважение к законам даёт бизнесу следующие преимущества:
Читайте: Что такое интеллектуальная собственность и как её защищать
Есть разные виды комплаенса в зависимости от сферы деятельности компании и рисков, к которым приводит несоблюдение законодательства и других правил.
Комплаенс-контроль — это проверка соблюдения комплаенса компанией и её представителями. Он нужен, чтобы заранее выявлять и нивелировать риски.
Как осуществляется комплаенс-контроль:
Мониторинг существующих и новых законов. Компания следит за изменениями в законодательстве, чтобы корректировать свои процессы в соответствии с ними. Например, выходит закон о маркировке рекламы — руководство изучает его и внедряет новый процесс, чтобы и дальше продвигать товар в соцсетях и мессенджерах.
Аудит внешних и внутренних процессов компании. Это относится как к новым, так и к устоявшимся процессам. Например, если компания переходит на электронный документооборот, руководители формулируют и распространяют среди сотрудников новые правила информационной безопасности. Далее они следят за соблюдением этих правил.
Взаимодействие с государственными органами контроля. Например, компания обязана регулярно проходить проверки Роспотребнадзора, если работает в сфере общепита или медицины.
Создание инструкций и локальных нормативных актов. Для сотрудников, переходящих на электронный документооборот, составляют политику информационной безопасности.
Обучение сотрудников. Например, компания проводит инструктаж по пожарной безопасности при приёме на работу и не реже одного раза в год для действующих сотрудников. А планы эвакуации и инструкции действий при пожаре находятся в доступе всегда.
Кто может осуществлять комплаенс-контроль:
Им могут помочь специальные сервисы — виртуальные комплаенс-помощники от банков или ИТ-компаний.
Если вашей компании необходимо соблюдение комплаенса, это можно внедрить за пять шагов:
Через некоторое время понадобится новый аудит рисков: могут появиться новые законы и изменения в бизнесе. Обычно достаточно ежеквартальной проверки, но если это динамичный и дорогостоящий проект, лучше делать еженедельные ревью.
Какие последствия могут быть за несоблюдение комплаенс-требований?
Если компания игнорирует комплаенс-требования, она с большой долей вероятности может столкнуться со следующими проблемами:
Как комплаенс помогает в управлении рисками?
Комплаенс помогает выявить риски, связанные с нарушением законодательства, локальных правовых актов, а также морально-этических норм. Соблюдая комплаенс, бизнес действует в рамках законов, что укрепляет его репутацию, деловые связи и финансовое благополучие.
Кому нужен комплаенс?
Комплаенс необходим компаниям, предпринимателям и рядовым сотрудникам для того, чтобы избегать рисков. Покупатели благодаря комплаенсу получают качественные товары и услуги по приемлемой цене и в разумные сроки.
Что такое комплаенс простыми словами?
Комплаенс — это ряд мер и условий, с помощью которых бизнес осуществляет свою деятельность в рамках закона, деловой этики и морально-этических норм.