Факторы спроса: что это такое и как они влияют на рыночную экономику
Рассказываем об условиях, которые влияют на желание клиента купить товар или услугу.
Рассказываем об условиях, которые влияют на желание клиента купить товар или услугу.
При запуске нового товара, изменении ценовой политики и выборе канала сбыта нужно учитывать обстоятельства, влияющие на востребованность продукта. В экономике эти обстоятельства называют факторами спроса. От чего они зависят и как научиться с ними работать, рассказываем в статье.
Факторы спроса — это условия, которые влияют на желание и возможность покупателей приобретать товары или услуги по определённой цене. Они определяют, сколько единиц продукта готовы приобрести потребители в определённый промежуток времени при фиксированных условиях: цене, предпочтениях, сезоне, уровне доходов и так далее. Успешное сочетание всех этих факторов приводит к тому, что продажи товара на рынке растут вместе с прибылью.
Считается, что сильнее всего на спрос влияет цена. Чем выше стоимость, тем меньше желающих приобрести продукт. К примеру, сушилка для посуды за 1 000 руб. более привлекательна для клиента, чем такая же, но за 5 000 руб.
Кроме привлекательной цены, есть ещё и другие факторы, которые нужно учитывать при формировании бизнес-стратегии. Разберём их.
Спрос со стороны потребителя формируется под влиянием ценовых и неценовых факторов. Эти широкие категории помогают маркетологам понять, какие конкретные обстоятельства влияют на решение о покупке.
Эту категорию считают главной, так как цена напрямую влияет на объём спроса. Здесь важны следующие факторы:
Есть обстоятельства и условия, не зависящие от рынка и цен, но значительно влияющие на поведение потребителей. Итак, неценовые факторы спроса:
Предположим, компания производит дорогие стулья. Важными ценовыми факторами для такого товара будут выступать цена, а также стоимость аналогов. Неценовыми факторами станут: премиальность бренда, ограниченная серия выпуска, модный дизайн и статус, который эти стулья придают владельцу.
Анализ факторов спроса помогает компаниям и предпринимателям:
Вот пример, как анализ факторов спроса может помочь компании увеличить прибыль.
Представим компанию, которая продаёт оборудование для уличного гриля. Примерно год назад маркетологи бренда заметили рост спроса на электрогрили. Проанализировав рыночные тенденции и интерес потребителей, в компании пришли к выводу, что это не трендовое явление, а долгосрочное направление рынка. Покупатели всё чаще предпочитают электрогрили из-за удобства использования.
На основе анализа компания:
Для оценки будущей величины спроса на продукт наиболее часто применяются следующие методики: