Как передать дела сотрудникам, чтобы они поняли с первого раза: правила делегирования
Советы, которые помогут отпустить процессы без страха, что всё рухнет.
Советы, которые помогут отпустить процессы без страха, что всё рухнет.
Если работа начинает отнимать слишком много времени и рутина мешает сосредоточиться на стратегии — пора передавать часть задач подчинённым. Как правильно распределять нагрузку, что нужно, а что нельзя делегировать, расскажем в статье.
Если вы не уверены, что сотрудники справятся с задачами и сделают всё как надо, начните делегирование с простых дел. Например, поручите выгрузить отчёт из программы и отфильтровать данные. Так вы увидите, на что способны ваши подчинённые, и избавитесь от страха делегирования, особенно если уже был негативный опыт передачи задач.
Что можно поручить сотрудникам:
Какие вопросы нужно решать самому:
Чтобы передать задачу правильно и не переживать за результат, разбейте делегирование на этапы.
Делегирование проще начать с передачи типовых задач, которые можно делать по шаблону или чёткой инструкции. Например, заполнить карточку товара или составить описание по схеме. Если сотрудник вдруг допустит ошибку в таких задачах, это не нанесёт большого урона бизнесу и можно всё поправить.
Разберитесь с типом задачи и подберите исполнителя, который точно сможет её выполнить. Например, продакт-менеджеру можно поручить написать инструкцию по знакомому ему процессу, но составить финансовый отчёт у него вряд ли получится. Обсудите сроки и проверьте, что у него есть время на выполнение. Если все задачи фиксировать в общем календаре, то можно увидеть загрузку каждого сотрудника в команде. Для этой цели можно использовать Яндекс Календарь. В нём же можно назначать и встречи совместно с коллегами.
Подробно о том, как организовать совместную работу с коллегами в Яндекс Календаре.
Чем чётче вы сформулируете задачу, тем точнее её выполнят. Убедитесь, что сотрудник понял, какой результат вы от него ждёте. Лучший способ — попросить его повторить вашу задачу своими словами.
Дайте ему все данные для выполнения задачи: откройте доступы к документам и папкам, поделитесь нужными контактами, перешлите переписку с клиентом. Чтобы письма, связанные с задачами, сразу попадали в отдельную папку к определённому сотруднику, в Почте можно настроить фильтры. Так не придётся искать среди всех писем нужные документы или переписку по задаче.
Как сделать, чтобы Яндекс Почта разбирала письма за вас, рассказали в карточках.
Если задача объёмная и занимает не один день, разбейте её на этапы. Это поможет следить за прогрессом и вовремя скорректировать, если что-то пойдёт не так. Обсудите, в каком формате и в какие сроки ждёте от исполнителя промежуточных результатов. Например, работу с негативными отзывами можно разделить на следующие этапы:
Объясните, в каких случаях он может сам принимать решения и проявлять инициативу в рамках задания. Так сотрудник сможет показать свою компетентность и открыться с новой стороны — это вдохновляет делать работу лучше. Не стойте над исполнителем и не дёргайте с постоянным контролем, но если у него возникнут вопросы — отвечайте на них.
На этом этапе поможет сервис Документы от Яндекс 360. Например, для таблиц со статусами задач или договоров, над которыми работают несколько отделов, можно настроить общий доступ. Руководитель в любой момент сможет посмотреть, на какой стадии находится проект, какие результаты, и при этом не нервировать постоянным надзором. Как пользоваться документами, рассказали в статье.
Когда задача выполнена, обязательно дайте обратную связь сотруднику. Поощряйте удачные подходы, а если сотрудник ошибся — не нужно отчитывать. Вместо этого объясните правильный вариант решения, чтобы сотрудник учёл это замечание в дальнейшем. Это будет мотивировать к росту.
Делегирование поможет вашим сотрудникам почувствовать больше ответственности при решении разных задач. Чувствуя доверие к себе, они постараются идеально выполнять поручения и найдут новые пути решения проблем. А вам придётся реже вмешиваться и тратить время на рутину.
Узнайте, стоит ли вам поручать свои задачи другим, или нужно прокачать навык делегирования. Ответьте на несколько вопросов и сложите полученные баллы. Результат — в конце теста.
1. Что такое делегирование:
Объяснить задачу, дать всю необходимую информацию для выполнения, обговорить результат и срок выполнения, не лезть с постоянными проверками — 2 балла
2. После того как вы передали задачу, кто за неё отвечает:
За результат отвечаете вместе — 2 балла
3. В каком из случаев вы не делегируете задачу подчинённым:
4. Как вы отреагируете, если сотрудник не успел выполнить задачу к сроку:
5. Как поступите, если подчинённый отказывается от срочной задачи? Он планировал после работы ехать за покупками, а из-за поручения ему придётся задержаться на пару часов после работы.
Результаты
7–10 баллов. Отлично, вы умеете делегировать задачи и выбирать исполнителей. Если вы завалены работой, то первым делом расставляете приоритеты. Такой подход помогает масштабировать бизнес и увеличить прибыль.
4–6 баллов. Неплохо, но всё же часть задач вы нерационально распределяете между сотрудниками. Вы хороший руководитель, но вам есть над чем поработать, чтобы улучшить подход к делегированию.
0–3 балла. Похоже, что вы предпочитаете всё делать самостоятельно и не доверяете своим сотрудникам. Так можно выгореть на работе и разрушить бизнес. Попробуйте начать с передачи простой задачи самому трудолюбивому сотруднику. Перечитайте статью и придерживайтесь правил делегирования.