«Энергия кадра важнее техники»: фотограф об участии в конкурсах
Разбираемся, что конкурс может дать новичку и профи и как не потерять себя в стремлениях к победе. Автор фотографии на обложке: Ольга Швед
Разбираемся, что конкурс может дать новичку и профи и как не потерять себя в стремлениях к победе. Автор фотографии на обложке: Ольга Швед
Денис Персенен — фотограф, философ, фаундеф. Участвовал и занимал призовые места в конкурсах: PortfolioAward, BICFP, WedLife, BestFamilyPhoto, spbwedawards, MyWedAward, AdmePhotoAwards. С 2022 года состоит в жюри Russian Photo Awards. Денис прошёл большой путь в этом деле — знает, как устроены фотоконкурсы и чего от них ожидать. Яндекс 360 не только рассказывает истории фотографов, но и совместно с сервисом Wfolio предлагает специальный тариф для тех, кто снимает.
Фотографы редко относятся к конкурсам равнодушно. Но на самом деле это всего лишь один из способов профессиональной реализации. Расскажу, как я пришёл к участию в конкурсах и почему считаю такой опыт ценным для фотографов.
Я заинтересовался фотографией и купил первую камеру ещё во времена студенчества. А в 2007 году поступил на фотофакультет, чтобы погрузиться в это глубже и оказаться среди единомышленников. Тогда даже не думал, что буду фотографом — меня просто вдохновляло особое взаимодействие с людьми.
Я почувствовал, что в фотоискусстве переплетаются разные грани: здесь есть и техническая сторона, и общение — с теми, кто позволяет запечатлеть себя. И, конечно, это чистое творчество.
В основе образования, которое давали на фотофакультете, уже была заложена конкурсность. Мы выполняли практические задание, в группах обсуждали то, что получилось у каждого, и совместно выбирали победителя. Я не стремился к победе, но один раз за время обучения мою работу признали лучшей.
После выпуска моё желание развиваться в фотографии укрепилось. Я находил внутреннюю мотивацию и стремился расти.
Один раз я увидел свою фотографию на крупном портале — она оказалась в тематической подборке, правда без указания авторства. На этой же площадке я обнаружил анонс фотоконкурса и с иронией отправил кадр, который уже опубликовали в статье. Думал, что останусь незамеченным. Но в итоге именно эта работа заняла первое место.
Фотоконкурсы создают здоровый дух соперничества, которого часто не хватает в творчестве. Я люблю их за возможности, которые они дарят победителям. Но понимаю, что порой конкурсы усредняют — всех оценивают по одним критериям.
Участие в фотоконкурах помогает структурировать творческую деятельность — сама по себе она обычно хаотична. Когда я готовился, то собирал все снимки, анализировал их и подбирал подходящие под номинации. Это было подведение моих личных итогов за год.
Конкурсы помогают познакомиться с интересными людьми из профессиональной среды, обменяться опытом. А победа — усилить свой личный бренд и привлечь потенциальных клиентов. Благодаря огласке в соцсетях и СМИ лучшие работы увидит кратно больше людей.
Есть еще один бонус. За победу можно получить хорошую камеру и другую технику профессионального уровня или денежную награду.
У тех, кто планирует принять участие в конкурсе, может возникнуть желание поснимать специально: заранее просмотреть номинации, выбрать интересную и сделать кадр четко под неё. Со мной такое было. И я сразу понял, что у этого подхода есть проблема — пропадает элемент творчества.
Самый верный способ — выбрать подходящее под номинацию фото из готовых работ и учесть технические требования. Ещё можно заранее изучить состав жюри и попытаться понять, как они видят хорошие снимки. Например, раньше я смотрел, как эти фотографы снимают сами, какими приемами пользуются.
Сейчас я в жюри и понимаю — в фотографии много узких жанров, в которых не всегда могут оценить сложность подготовки и уникальность задумки. В этой субъективности есть элемент удачи.
Я думаю, что для победы важно опираться на свое ощущение во время отбора кадров. Так в 2016 году я провел обычную семейную съемку. Технически она простая: я не выстраивал освещение и не выдумывал ничего особенного с постобработкой. Но при отборе работ на Премию детских и семейных фотографов BICFP я почувствовал, что в кадрах есть другая, неосязаемая энергия. Вроде всё просто, а сердце и глаза чувствуют. На мое удивление, я выиграл с этими фото Гран-при «Фотограф года».
На личном опыте я убедился, что знаковые работы — это всегда результат творческой деятельности, их невозможно повторить как по рецепту. Они захватывают внимание и иногда оставляют чувство противоречия внутри.
У каждого фотографа свой опыт участия в конкурсах. Кто-то идёт в них за самоутверждением и признанием: «Я профи». А кому-то нужно замотивировать себя на то, чтобы работать активнее и снимать ещё лучше — развиваться.
Важно помнить, что конкурсы — это один из способов коммуникации между творческими людьми. Участие в них не обязательно. Но если вы идете в эту историю, то пусть она строится не на желании понравиться, а на здоровой потребности в самовыражении и взаимодействии с миром.
Cовместный тариф Яндекс 360 с Wfolio — тариф для фотографов, видеографов и дизайнеров. С ним можно хранить больше фото и видео на Яндекс Диске и в несколько кликов делать из облачных папок красивые галереи. Предложение доступно по ссылке.