Стартапы: как придумать и воплотить свою идею

Разбираемся, чем стартапы отличаются от других видов бизнеса, как их придумывают, финансируют и запускают.

02.05.2024(обновлено 02.05.2024)
Стартапы: как придумать и воплотить свою идею

Идея для стартапа возникает внезапно. Например, каждая новая технология — это шанс запустить перспективный проект. Чтобы идея не потеряла актуальность, важно действовать быстро и чётко. Если вы задумываетесь открыть свой первый бизнес, статья поможет разобраться, что такое стартапы и что делать для успешного запуска проекта.

Что такое стартап и чем он отличается от других видов бизнеса

Стартап простыми словами — это новый проект, в рамках которого создатели проверяют бизнес-идею. И если она оказывается успешной, запускают полноценный бизнес.

Часто стартапы путают с любой небольшой компанией. Но если при запуске владельцы ориентировались на бизнес-модель, уже отработанную многими другими организациями, — это не стартап. Новая пекарня, цветочный магазин или студия йоги, работающие по классической схеме, считаются малым бизнесом.

А в основе стартапа всегда лежит новая идея. Например, сервис такси, в котором водитель может выступить гидом. Или это может быть кофейня, в которой художники будут рисовать портреты посетителей на стаканчиках кофе. Если идея сработает, стартап перерастёт в обычный бизнес, который приносит прибыль.

Какие стартапы бывают

У многих стартап ассоциируется только с чем-то технологичным, но их запускают практически в любых сферах. Например, в медицине, образовании, туризме, искусстве, развлечениях. Приведём примеры, какие виды стартапов бывают:

Стартапы малого бизнеса. Это компании с небольшой командой, которые не требуют серьёзного финансирования и медленно расширяются. Часто это может быть один профессионал, который работает на себя. Например, магазин местных изделий ручной работы или знаток города, который придумал записывать и продавать авторские аудиоэкскурсии в телеграм-боте.

Покупаемые. Такой проект запускают, чтобы развить идею и выгодно продать её другому бизнесу. Например, инженеры создают систему для экономии энергии в квартире и планируют предложить идею крупной компании, которая занимается умными домами.

Творческие. Обычно основатели таких стартапов отталкиваются от своих увлечений и в первую очередь хотят самореализоваться, а не получить прибыль. Например, создают интерактивные выставки с использованием технологии виртуальной реальности для изучения искусства из дома.

Ответвлённые. Это проекты, которые не создаются с нуля, а возникают как часть уже существующих компаний. То есть руководитель запускает новое подразделение, которое со временем перерастает в отдельный бизнес. У таких стартапов есть преимущества: слаженная команда, база потенциальных клиентов и партнёров, технологические ресурсы, финансовая поддержка. Например, руководитель клиники запускает консалтинг, специализирующийся на инновациях в медицине.

Социальные. Такие стартапы создают, чтобы решать общественные проблемы и заботиться об окружающей среде. Часто эти проекты существуют за счёт грантов или пожертвований. Например, Благо.ру — платформа, которая позволяет людям участвовать в добровольческих акциях и благотворительных мероприятиях в своём городе или регионе.

Где взять идею для стартапа

В основе стартапов всегда лежат идеи. Рассказываем, откуда их берут:

  • Из личной проблемы. Часто создатели отталкиваются от собственной задачи или наблюдают за чужими. Так, школа онлайн-фитнеса «Секта» выросла из желания создательницы заниматься спортом в компании единомышленников.
  • Из недостатка существующих продуктов. Люди были недовольны качеством и доступностью такси в городах России, поэтому появился стартап Яндекс Такси.
  • Из научных и технических открытий. С развитием нейросетей появляется всё больше продуктов на их базе. Один из таких — сервис Diagnocat, который с помощью искусственного интеллекта помогает стоматологам анализировать снимки зубов.
  • Из опыта зарубежного рынка. Например, интернет-магазины пришли к нам от американских Amazon и eBay.

Кто и как финансирует стартапы

В стартапах есть высокая вероятность, что идея не заработает. Поэтому брать кредит рискованно: его нужно возвращать, даже если проект закроется. Как правило, у стартаперов есть накопления для старта, но для полного покрытия расходов они ищут инвесторов. Инвесторы вкладывают свои деньги, а взамен получают долю в компании.

Вот какие бывают источники финансирования стартапов:

Бутстрэппинг. Создатели используют личные средства, например накопления, кредиты и деньги от первых продаж. Обычно их используют в начале и в дополнение всё равно ищут инвестиции.

FFF-инвесторы. FFF расшифровывается как Friends, Family, Fools — создателя проекта поддерживают друзья, семья и «дураки», то есть инвесторы без опыта. Их можно найти среди бывших коллег или с помощью нетворкинга. Они могут просто одолжить деньги или получить долю в компании. Обычно так получают финансирование для разработки пробной модели продукта, а после этого обращаются к более крупным инвесторам.

Донаты. Люди безвозмездно жертвуют деньги на поддержку продукта. Например, так может финансироваться экологический проект.

Краудфандинг. Это способ сбора денег, когда много людей вместе вносят небольшие суммы. Обычно взамен получают привилегию или вознаграждение, например ранний доступ к продукту.

Бизнес-ангелы. Это люди, которые вкладывают личные деньги в запуск нового проекта, который посчитали перспективным, и участвуют в его развитии. Такие инвесторы сильно рискуют, поэтому взамен получают значительную долю в компании — до 20%.

Инвестиции от венчурных фондов. Есть инвестиционные компании, которые поддерживают стартапы — и финансово, и информационно. Они помогают сделать успешный проект, но при этом могут оставлять за собой право принимать важные решения в развитии компании.

IPO — первичное размещение акций. Чтобы привлечь инвестиции, стартап выпускает ценные бумаги и выходит на биржу.

Найти финансирование помогают акселераторы — организации, которые поддерживают и развивают стартапы. Например, программа акселерации Yandex Cloud Boost помогает IT-проектам.

Как заинтересовать инвестора

Прежде чем вложить свои деньги, человеку важно разобраться, насколько стартап может быть успешен и какую прибыль может принести. Поэтому к инвестору стоит приходить с ответами на все вопросы, которые у него могут возникнуть. Рассказываем, как подготовиться к разговору:

Создать и протестировать MVP — минимально жизнеспособный продукт. Первые пользователи помогут понять, есть ли на него спрос. Важно не только заинтересовать потенциальных клиентов, но и получить первые оплаты или предзаказы.

Рассчитать юнит-экономику. Это способ понять, сколько денег приносит каждый отдельный товар или услуга и при каких масштабах проект может зарабатывать. Например, при разработке приложения юнит-экономика поможет узнать, сколько стоит поддерживать каждого пользователя и какую прибыль он приносит.

Подготовить питч. Это презентация проекта, которая поможет защитить его перед инвесторами. В ней освещают основные вопросы, которые могут возникнуть о продукте. Например, насколько он востребован, какую проблему решает, на что именно нужны деньги. О том, как это сделать, читайте в статье «Как подготовиться и провести презентацию проекта перед инвесторами: гайд по питчингу».

Как запустить стартап

Вот примерный пошаговый план запуска стартапа:

  1. Сформулируйте бизнес-идею. Определите, какая проблема будет решаться вашим продуктом или услугой и как именно.
  2. Проведите исследование рынка. Узнайте, кто ваша целевая аудитория, изучите конкурентов, их слабые и сильные стороны.
  3. Постройте финансовую модель. Это таблица, которая показывает соотношение всех доходов и расходов. Она помогает понять, сколько денег нужно ежемесячно на развитие проекта, когда он выйдет в ноль и какие у него перспективы. А ещё сколько инвестиций нужно привлекать и на какое время их хватит.
  4. Составьте бизнес-план. Опишите концепцию, целевую аудиторию, экономику и маркетинговую стратегию проекта.
    Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
  5. Сделайте и протестируйте прототип. Выпустите минимальную версию для небольшой аудитории.
  6. Создайте окончательную версию. Соберите команду и доработайте прототип до финального продукта по обратной связи, полученной во время тестирования.
    Как собрать команду для временного проекта: набор сотрудников и распределение ролей
  7. Займитесь маркетингом и продвижением. Разработайте стратегию для привлечения клиентов. Например, сделайте сайт, участвуйте в тематических выставках, запустите рекламные кампании.
  8. Запустите продукт на рынок. Организуйте поддержку клиентов и общайтесь с ними, чтобы дорабатывать продукт дальше.
  9. Проанализируйте результаты запуска. Оцените, что уже работает хорошо, а что нужно улучшить. Решите, будете ли расширять бизнес.

О том, как подготовиться к трудностям при запуске своего проекта, читайте в статье «Уйти из найма и открыть свой бизнес: что нужно предусмотреть заранее, чтобы не пожалеть».

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы