Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок.
Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок.
Что продавать? Где закупать материал? Что делать, если бизнес себя не окупит? Такие сомнения и страхи часто возникают у начинающих предпринимателей, которые хотят открыть собственное дело. Заранее просчитать риски поможет бизнес-план. Рассказываем, что это, как его составить и стоит ли пользоваться готовыми решениями.
Бизнес-план — это документ, в котором отражена стратегия развития предприятия на ближайшие годы. В неё входит:
Обычно бизнес-план составляют на 3–5 лет, но в условиях постоянных изменений он может прослужить всего год.
Бизнес-план помогает определить цели и задачи бизнеса и просчитать места, в которых легко ошибиться. Часто предприниматели пренебрегают бизнес-планом и рассчитывают, что всё сложится как-нибудь само. Но если действовать без предварительной подготовки, есть риск прогореть.
Иногда бизнес-план составляют для уже существующих компаний, чтобы пересмотреть актуальную стратегию развития: учесть произошедшие изменения, просчитать рентабельность новой бизнес-модели и определить возможности масштабирования.
Часто бизнес-план заказывают, чтобы получить финансирование из внешних источников: взять кредит в банке, оформить государственные субсидии или убедить инвестора поддержать проект. Основная цель — доказать потенциальным партнёрам, что вложенные средства окупятся.
В зависимости от того, зачем бизнес-план нужен, выделяют несколько его видов.
Внутренний. Такой тип планирования нужен собственникам бизнеса, чтобы просчитать расходы и оценить риски и перспективы проекта. Если вы организуете бизнес с партнёром, бизнес-план также поможет понять, сходятся ли ваши ожидания от проекта.
Для кредитования. Часто банки выдают деньги для бизнес-целей только при наличии бизнес-плана. По представленному проекту они оценивают перспективы компании и её рентабельность, предлагают возможные условия кредитования.
Требования к документам везде разные, поэтому узнавать их нужно у конкретного банка. Но в любом случае банку в первую очередь интересна финансовая составляющая проекта: имущество для залога, смета, планируемая прибыль и прочее. Именно этим подробностям стоит уделить особенное внимание.
Для поиска инвесторов. Этот вариант направлен на то, чтобы получить деньги от инвесторов. Конкретные требования к документу зависят от потенциальных финансовых партнёров.
План должен зацепить инвестора, поэтому к стандартным пунктам можно добавить наглядные таблицы, инфографику или резюме с выжимкой основных параметров проекта.
Для получения господдержки. Существуют государственные программы, которые направлены на поддержку малого бизнеса. Такие есть, например, для агропромышленности, туризма и других сфер. Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут.
Антикризисный. Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения. Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса. Часто такой план используют предприятия-банкроты и предбанкроты, чтобы показать кредиторам, как компания сможет урегулировать споры с ними в судебном или досудебном порядке.
Мы рассмотрим стандартную схему составления бизнес-плана. Она подойдёт, чтобы открыть новую компанию или изменить стратегию развития уже существующей. В зависимости от цели предпринимателя, структуру можно менять. Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства.
Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов.
Этот шаг нужен, чтобы понять, есть ли спрос на продукт, и определить ценовую политику. Кроме того, он поможет найти, что упускают конкуренты, чтобы отстроиться от них. Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной.
Анализ включает два больших этапа:
1. Выход на ЦА. Определите, кому интересен продукт. Для этого проведите опрос потенциальных или уже существующих клиентов. Например, если вы собираетесь открыть итальянский ресторан в спальном районе, узнайте у жителей, нужно ли им это заведение и какую сумму они готовы заплатить за ужин.
После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее.
2. Поиск и изучение конкурентов. Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик. Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере.
Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города.
А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях.
Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы.
Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании.
SWOT-анализ поможет оценить внешние и внутренние факторы, которые влияют на развитие компании. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так:
Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Тогда результаты SWOT-анализа могут выглядеть так:
Сильные стороны: — Удобный интерфейс сайта — Широкий ассортимент товаров — Бесплатная доставка | Слабые стороны: — Ограниченное количество способов оплаты — Сайт не работает с подключённым VPN |
---|---|
Возможности: — Можно включить в ассортимент зарубежные товары, которые отсутствуют в большинстве магазинов — Программа лояльности для клиентов | Угрозы: — Конкуренция со стороны крупных маркетплейсов — Изменение законодательства, которое регулирует онлайн-торговлю |
Чтобы субъективный взгляд не повлиял на результаты, SWOT-анализ должен проводить сторонний консультант.
Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это:
Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования. Список будет различаться для бизнесов в разных сферах. Например, если деятельность компании связана с доставкой товаров из-за границы, нужно будет заранее продумать логистику и способы оплаты за рубежом.
Финансовая модель — система, куда заносятся все основные финансовые показатели проекта. Она помогает спрогнозировать прибыль, выручку и как изменения внутри компании отразятся на её финансовом состоянии. Например, как на показатели повлияет рост выручки на 30%.
Собственникам финансовая модель поможет проконтролировать развитие компании, а кредиторам — принять решение о выдаче денег.
Крупному бизнесу имеет смысл заказать финансовую модель у профессионалов. Небольшой компании для расчётов подойдёт таблица в Яндекс Документах. А ещё можно воспользоваться онлайн-сервисами: они содержат готовые шаблоны и учитывают нюансы, которые новичок может упустить.
Онлайн-конструкторы позволяют собрать финансовую модель за несколько минут. Такие сервисы обычно стоят недорого или ими можно пользоваться бесплатно. Их недостаток в том, что они рассчитаны на типовой бизнес и не учитывают индивидуальных особенностей компании.
Десктопные программы позволяют рассчитать даже малейшие нюансы. Но их стоимость довольно высока.
Когда все данные собраны, можно приступать к написанию. Структурировать информацию и не забыть ничего важного помогут стандарты бизнес-планирования.
Самый известный в России стандарт — UNIDO. Он разработан Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию, в состав которой входит Центр международного промышленного сотрудничества РФ. Но есть и другие стандарты. Например, от Европейского банка реконструкции и развития для предпринимателей (ЕБРР) и от консалтинговых компаний KPMG и BFM Group.
Мы разберём бизнес-план на примере UNIDO. Этот стандарт берут за основу в банковской сфере и в инвестиционных компаниях, поэтому его можно использовать для привлечения финансирования. К тому же он универсален и подходит для малого, среднего и крупного бизнеса.
Резюме. Содержит все основные сведения о проекте на одном листе. Приступать к написанию стоит в самом конце, когда бизнес-план полностью составлен.
Содержание резюме может различаться, но примерный план обычно такой:
Описание отрасли и компании. В этом пункте определите потребности рынка, которые удовлетворит ваш бизнес. Затем распишите товары и услуги, которые предоставляет компания, структуру управления, штат сотрудников и активы компании.
Сведения о продукте, который выпускает компания. Можно описать, зачем он нужен и приложить фото товаров. В эту часть включите:
Продажи и маркетинг. В этом пункте докажите инвестору, что для вашего товара есть рынок сбыта. Для этого обозначьте приоритетный сегмент рынка, проведите анализ сильных и слабых сторон конкурентов и составьте портрет вашей ЦА.
Ещё определите, как вы планируете продвигать бизнес и какие расходы на рекламу потребуются.
План производства. В нём укажите всё, что связано с производством и продажей:
Организационный план. Распишите, какую организационно-правовую форму подразумевает проект. Например, кто будет им управлять, какие обязанности у высшего руководящего состава. Если владельцев у бизнеса несколько, распишите, как будут распределены их роли.
Финансы. Здесь должны быть представлены все финансовые расчёты компании. Например, затраты на налоги, кредиты, смета расходов на реализацию, прогноз прибыли и убытков.
Оценка эффективности. В раздел включите:
Анализ рисков. Расскажите, как компания планирует действовать в форс-мажорных обстоятельствах. Этот пункт должен убедить инвестора, что он может быть спокоен за свои средства: деньги вернутся ему, даже если что-то пойдёт не так.
Приложения. В приложение вынесите все подробности, которые не вошли в основной проект. Это могут быть графики, объёмные таблицы, фотографии производства и прочее.
Делать документ слишком большим не нужно. В среднем план должен занимать 15–40 страниц.
Составить идеальный бизнес-план с первого раза бывает сложно. Вот некоторые ошибки, которые допускают новички:
Например, стоматолог открывает клинику, которая специализируется только на гигиенических процедурах. Он нанимает команду специалистов и предлагает клиентам качественный сервис. Но пациенты всё равно неохотно идут в новую стоматологию. Причина — предприниматель плохо изучил потребности ЦА и не учёл, что большинство людей предпочитает делать профилактические процедуры там, где можно потом лечить зубы.
Чтобы понимать, окупится ли бизнес, нужно чётко представлять, кому необходима услуга. А для этого важно составить подробный портрет потенциального клиента.
❌ Клиенты нашего сервиса доставки еды — молодые люди 20–35 лет. | ✅ Клиенты нашего сервиса доставки еды — молодые люди 20–35 лет. Обычно это фрилансеры или работники офиса. Ведут активный образ жизни и хотят тратить меньше времени на приготовление еды. Они следят за своим здоровьем — им важно питаться 3 раза в день и чтобы была возможность выбрать еду по предпочтениям. Например, без сахара, глютена и т. д. |
---|
Даже если кажется, что стартап инновационный и конкурентов нет, скорее всего, это не так. В этом случае стоит выяснить, чем люди пользовались до появления вашей компании.
❌ Открываем сервис по аренде автомобилей у частников. Аналогов такому в России просто нет! | ✅ Открываем сервис по аренде автомобилей у частников. Аналогичных компаний в России пока нет. В нашей стране люди часто пользуются каршерингом или обычными прокатами. У нас есть преимущество перед этими компаниями: мы не ограничиваем сроков аренды автомобиля и географию поездок. |
---|
Чтобы составить верный финансовый прогноз, недостаточно просто посмотреть в интернете общую статистику или взять идеальные значения. Нужно тщательно проанализировать рынок, изучить конкурентов, провести опрос покупателей и чётко прописать план расходов. А ещё важно учесть, что в первые месяцы доходы могут быть ниже ожидаемых, потому что бизнесу понадобится время на раскрутку.
❌ Предполагаемая выручка кофейни — 446 000 ₽. После уплаты налогов будет 398 000 ₽ ежемесячной выручки. На основе этих данных рассчитываем окупаемость. | ✅ Мы провели опрос жителей ЖК, в котором собираемся открыть кофейню. Выяснилось, что люди готовы платить за чашку кофе до 250 ₽. Ещё мы зашли к конкурентам перед закрытием и посмотрели номер чека, чтобы оценить проходимость за день. Предполагаемая выручка нашей кофейни — 446 000 ₽. Наш примерный план: 25% от загрузки в первый месяц, 45% — во второй, 70% — в третий. К четвёртому месяцу кофейня выйдет на 100%-й поток. |
---|
Предприниматели выбирают между тремя вариантами: использовать чужое решение, заказать бизнес-план в агентстве или составить его самому.
Найти готовый бизнес-план очень просто. Например, типовые решения для проектов и результаты исследований рынка для разных сфер продаёт РБК. Цена стартует от 10 000 ₽. Но есть ресурсы, где скачать бизнес-план можно значительно дешевле или даже бесплатно. Причём найдутся варианты даже для самых специфических идей: от фермы креветок до фитоподушек.
Пользоваться готовыми проектами нужно с большой осторожностью. Типовые решения в них не учитывают условий, в которых работает именно ваша компания.
Скачать готовый бизнес-план можно, чтобы использовать его в качестве ориентира для решения или для изучения незнакомой сферы бизнеса. А вот рассчитывать расходы и писать маркетинговый и финансовый планы придётся самостоятельно.
Обратиться в консалтинговое агентство стоит, если вы пытаетесь получить кредит от банка или субсидии от института развития. У таких организаций часто бывают собственные требования к документам, в которых новичку сложно разобраться с нуля. При этом для надёжности заказывать бизнес-план лучше в агентстве, которое уже работало с нужным форматом.
Составить план самому необходимо, если вы:
Начинающему предпринимателю бывает сложно с первого раза составить бизнес-план. Но управлять делом, которое вы организовали сами, проще, чем действовать по чужому шаблону.
Консалтинговую компанию можно привлечь на финальных этапах планирования. Для внутреннего бизнес-плана будет полезен взгляд со стороны, потому что предприниматель мог учесть не все нюансы. А если несёте проект инвестору, опытный специалист поможет грамотно упаковать идею.
Тем, кто уже запустил свой бизнес, важно научиться работать с другим документом. В статье по ссылке рассказали, что такое отчёт о финансовых результатах и как его правильно заполнить.