Точка безубыточности: что это и как её рассчитать
Как рассчитать уровень выручки или продаж, при котором компания выйдет в плюс.
Как рассчитать уровень выручки или продаж, при котором компания выйдет в плюс.
Начинать новый бизнес или менять курс уже существующего — рискованное и затратное мероприятие. Один из способов узнать, при каких условиях дело будет приносить доход, — это рассчитать точку безубыточности. Этот показатель поможет оценить перспективы продукта и бизнес-стратегии. Рассказываем о нём подробнее.
Точка безубыточности, или ТБУ, — это такой показатель продаж в деньгах или количестве изделий, когда доходы от них равны расходам. Иными словами, бизнес выходит в ноль. В разных источниках точку безубыточности называют нулевой точкой, точкой равновесия, порогом рентабельности или BEP (break-even point). Все показатели выше этой точки — прибыльные.
Когда нужно высчитывать точку безубыточности:
Важно: при расчёте точки безубыточности нельзя учесть скачки цен на сырьё и расходники и влияние инструментов продвижения на выручку. Этот показатель не даёт исчерпывающей информации о доходности бизнеса, его нужно использовать в комплексе с другими метриками.
Точка безубыточности рассчитывается с помощью следующих цифр:
Все показатели должны быть за определённый период. Чаще всего используют цифры за месяц.
Есть два вида нулевой точки:
Рассмотрим оба варианта на примерах.
В качестве примера возьмём мастерскую дизайнерских женских сумок и рассчитаем, какая сумма ежемесячной выручки будет точкой безубыточности.
Нам нужно:
Рыночная цена изделия — в ассортименте две модели сумок по 6 000 руб. и 9 000 руб.
Прогнозируемая выручка в месяц — мастерская продаёт 15 сумок по 6 000 руб. и 10 сумок по 9 000 руб. В деньгах это 180 000 руб. в месяц.
Постоянные затраты в месяц — аренда помещения 60 000 руб., коммунальные услуги 10 000, реклама в соцсетях 5 000. Всего это 75 000 руб.
Переменные затраты для всего объёма продаж в месяц — ткань и фурнитура 8 000 руб., упаковка 350 руб., доставка 2 000. Всего это 10 350 руб.
Формула для расчёта:
Подставляем числовые значения в формулу и считаем:
75 000 ÷ (180 000 − 10 350) × 180 000 = 79 560 руб.
Если мастерская будет продавать каждый месяц больше чем на 79 560 руб., она будет в плюсе.
Другая мастерская шьёт только шоперы. Здесь можно высчитать, сколько изделий нужно продавать ежемесячно, чтобы выходить в ноль.
Рыночная цена изделия — 3 500 руб.
Постоянные затраты в месяц — аренда помещения 10 000 руб., коммунальные услуги 4 000 руб., реклама 3 000 руб. Всего это 17 000 руб.
Переменные затраты на одно изделие — ткань и нитки 700 руб., упаковка 200 руб., доставка 1 500 руб. Всего 2400 руб.
Формула для расчёта:
Подставляем цифры и считаем:
17 000 ÷ (3 500 − 2 400) = 15,45 шт.
Результат округляем в большую сторону. Получается, чтобы оставаться в плюсе, мастерской нужно продавать больше 16 шоперов в месяц.
Есть ещё один способ рассчитать ТБУ в натуральном выражении — через точку безубыточности в денежном выражении:
Точку безубыточности можно изобразить на графике, где вертикальная ось — это денежные единицы, а горизонтальная — количество товаров в штуках.
Подобный график можно построить на основе таблицы с показателями бизнеса. Так можно будет менять цифры в таблице, а график будет обновляться автоматически.
Чем ниже ТБУ — тем лучше для бизнеса. Но некоторые факторы могут повысить её:
Увеличение объёма продаж. Спрос растёт, так же как и переменные затраты, — нужно больше сырья, выше сдельная зарплата персонала.
Рост себестоимости продукта. Расходники дорожают, а спрос и, соответственно, выручка не растут.
Непредвиденные затраты. Внезапные увольнения персонала, поломки оборудования, разрыв контрактов с поставщиками — всё это тормозит производство, требует финансовых вливаний и времени на решение проблем.
Негативные аспекты, перечисленные выше, можно скорректировать следующими шагами:
Сократить расходы. Есть много способов, как уменьшить постоянные и переменные затраты: передача непрофильных работ на аутсорс, автоматизация, оптимизация продвижения, снижение налоговой нагрузки.
Увеличить стоимость товара. Делать это нужно постепенно и точечно, чтобы не отпугнуть покупателя. Также на этом этапе можно предложить бонусы: товар можно купить по старой цене, но в количестве от трёх штук.
Пересмотреть ассортимент. Если продуктов много, можно исследовать, какие из них прибыльные, а какие нет. Может оказаться, что вы тратите ресурсы на непопулярные и убыточные товары. Иногда неликвид дешевле распродать за бесценок, чем хранить на складе.