Как фотографу зарабатывать на путешествиях? Опытом делится Константин Шамин

Как превратить фототуры в успешный проект: от выбора направления до поиска клиентов.

15.01.2025
Как фотографу зарабатывать на путешествиях? Опытом делится Константин Шамин
Константин Шамин — профессиональный фотограф с 20-летним стажем. Работал в разных жанрах, в том числе долго снимал портреты и репортажи. Последние 7 лет увлекается природной фотографией: запечатлел лавандовые поля Болгарии, восточный колорит Кыргызстана, голубые льды Байкала, полярные острова Норвегии. Проводит фототуры по России и миру.

В отличие от тех, кто снимает людей, предметы или интерьеры, пейзажным фотографам сложнее монетизировать своё увлечение: заказы приходят редко, а журналы предпочитают покупать уже готовые работы. Дополнительным способом заработка могут стать фототуры. Разбираемся, какими они бывают и как их организовать.

Что такое фототуры

Фототуры — это организованные поездки для фотографов разного уровня, которые хотят увидеть красивые места, запечатлеть их на камеру и пополнить портфолио. Они бывают классическими и экспедиционными.

Классическими фототурами называют путешествия, в которые организатор отправляется вместе с коммерческой группой. Я как гид заранее продумываю маршрут, время и локации съёмок, трансфер, места, где можно поесть и отдохнуть. В идеале турист прилетает в указанную точку и больше ничего не делает — только снимает.

Чем комфортнее, интереснее и проще всё организовано для туриста, тем лучше получится классический фототур и тем дороже он может стоить.

Перед тем как организовать классический фототур, я отправляюсь в экспедиционный. Его главная цель — это поиск. Я лично проверяю все локации, в которые потом отправлюсь с группой. Иногда беру с собой в такие поездки двух-трёх знакомых: они понимают, что выбранные точки могут оказаться не такими шикарными, как хотелось бы. И тем не менее экспедиционный фототур так же интересен, как классический.

Какие три фактора определяют успех фототура

Интересное направление. Я выбираю маршруты исходя из того, где бы сам хотел побывать. Иногда поступают запросы от клиентов, которые мечтают куда-то поехать, но не готовы заниматься организацией. Если мне интересно, разрабатываю нитку маршрута, и мы отправляемся на новые локации вместе.

Порой направление находит тебя само. Однажды на меня вышли представители геопарка Кыргызстана «Мадыген» и попросили сделать фотографии природы для презентаций, сайта и книг. В то время эти места ещё не были картографированы, но вариант отказаться я даже не рассматривал. Поездка оказалась настолько интересной, а природа — прекрасной, что после я ещё не раз организовывал в «Мадыген» фототуры. В следующем году тоже планирую.

Скриншот 328
В 2022 году я принял участие в большой геологической экспедиции в геопарк «Мадыген» под эгидой ЮНЕСКО и заснял «красную планету» с высоты птичьего полёта

Кто-то из фотографов предпочитает возить по одним и тем же маршрутам. Это удобно с точки зрения бизнеса: все места изучены, программа отработана, есть договорённости с трансфером и отелями. Никаких неожиданностей. Я же не люблю часто повторять путешествия. Мне скучно снимать одно и то же, поэтому всегда нахожусь в поиске чего-то нового и прекрасного.

Продуманный маршрут. После выбора направления приступаю к изучению местности. Подготовка начинается с удалённого поиска информации с помощью:

  • карт Google и Яндекса;
  • ресурса Wikiloc, где туристы делятся треками и описаниями маршрутов;
  • соцсетей путешественников и местных жителей.

Благодаря этим сервисам я понимаю, можно ли пройти по определённому пути и как в реальности выглядит выбранная мной локация.

Затем составляю маршрут: отмечаю точки, рассчитываю время, за которое можно до них добраться пешком или на машине, изучаю ландшафт. Если нужно идти в горы, смотрю, какой перепад высот предстоит преодолеть, и определяю необходимый уровень физической подготовки. Бывает, что мы с группой просто приезжаем на локацию, выходим из машины и сразу снимаем. А порой приходится идти вверх несколько километров в бодром темпе.

Чёткий тайминг. В фототуре локации обычно снимаются в режимное время, когда свет самый красивый и мягкий. Например, на Байкале мы фотографировали и закаты, и рассветы. Ради хороших снимков задерживались до поздней ночи, а затем вставали в четыре утра и выезжали с базы, чтобы поймать первые лучи.

Скриншот 329
Иногда снимать приходится от заката до рассвета. В моих фототурах можно отказаться от ночной съёмки и отдохнуть, но такое бывает редко. Фототур — это интенсив для фотографа, а отдохнуть можно и дома

Я всегда заранее даю первоначальный съёмочный план участникам тура: обрисовываю точку, на которую мы едем, и консультирую, как снимать. Например: «В 07:04 начнёт подсвечиваться вершина Эльбруса. Красивые фотографии получатся вот с этого ракурса. Затем перемещаемся в соседнюю точку и ждём, пока солнце ляжет на долину — так сможем поймать тени». А дальше начинается свободное творчество.

Если фототур включает в себя полноценное обучение, нужно заранее выделить несколько часов для разбора отснятого материала и консультаций по технике съёмки.

С какими сложностями сталкивается организатор фототуров

Погодные условия. Удачный свет может не появиться из-за облаков, дождя или других факторов. На такой случай у гида должны быть резервные локации, куда можно переместиться.

Если тур сложный, а погода резко меняется — как это часто бывает в горах, например, — важно заранее продумать план эвакуации. А на некоторых маршрутах необходимо обязательно зарегистрироваться в МЧС, чтобы в случае непредвиденных ситуаций вам могли помочь.

Команда. Порой необходим водитель, который хорошо знает сложный маршрут. Если у группы нет времени на готовку в полевых условиях — повар. А в некоторых местах — охотники с оружием: нападения диких животных редки, но исключать их тоже нельзя. Таких людей проще найти на месте.

Главная задача для меня как для организатора — подобрать ответственную команду. В регионах с этим сложнее: заранее бронируешь машину, а на месте выясняется, что человек её уже сдал в аренду. Поэтому у меня всегда есть несколько запасных контактов.

Со временем наработалась база людей, с которыми я постоянно сотрудничаю. Если же гид или водитель занят в определённую дату, прошу у них контакты таких же надёжных коллег.

Снаряжение. Вести с собой тёплую одежду, палатки, спальники тяжело и неудобно. У туристов, которые никогда не были в походах, всего этого даже нет. Как правило, это выясняется непосредственно перед поездкой — гиду приходится брать с собой дополнительный инвентарь или срочно искать его на месте. Если есть возможность арендовать снаряжение на локации, я заранее договариваюсь с организаторами, куда и сколько вещей подвезти.

Скриншот 330
Снаряжение может стать главным участником истории и композиции. Фотография сделана во время грозы в горах Кавказа

Где искать клиентов для фототуров

Первых клиентов я нашёл в соцсетях. Выкладывал фотографии различных мест, а в ответ получал вопросы, когда я поеду туда в следующий раз и можно ли со мной. Сначала я просто собирал группы из знакомых, но когда запросы стали поступать от людей, которых я не знаю, решил поставить фототуры на коммерческие рельсы.

Сейчас соцсети и личный сайт — основные инструменты, которые я использую для привлечения клиентов. На сайте размещаю подробную информацию о каждом туре: указываю локации, которые посетим, необходимое снаряжение, расписываю программу. Там же любой желающий может забронировать место. В соцсетях публикую анонсы путешествий на следующий год. А дальше срабатывает сарафанное радио: коллеги и друзья рекомендуют туры знакомым, а тематические паблики репостят.

Ещё существуют агрегаторы, на которых любой фотограф может опубликовать анонс путешествия, например Tripster или YouTravel.me. Они подходят тем, для кого фототуры — это исключительно бизнес и нужен постоянный поток новых клиентов.

Что ждёт фототуризм в будущем и стоит ли рассматривать его как способ заработка

Фототуры для путешественников и тех, кто хочет попасть в красивое место, чтобы наснимать контент для своего блога, — это более простой и выгодный бизнес. Такие поездки легче организовать и поставить на поток, а спрос на них выше. Хороший вариант для тех, кто рассматривает фототуры как источник стабильного дохода.

Профессиональным фотографам, наоборот, важно «залезть» подальше, чтобы запечатлеть уникальные и малоизвестные места. Участие в специализированном фототуре, как правило, требует тщательной подготовки и финансовых затрат. Это нишевый рынок: спрос на такие поездки меньше, но он есть.

Думаю, рынок фототуров в России будет расти: фотография стала очень доступной, а внутренний туризм пользуется спросом. Согласно отчётам РБК, в 2020 году около 500 тыс. туристов-фотографов отправились в путешествие по стране, а к 2025 году их число достигнет 1–2 млн человек.

Фотографий из путешествий обычно получается много. Хранить их удобно в облачном хранилище, например, на Яндекс Диске. Тем более что у Яндекс 360 есть специальный тариф с Wfolio для фотографов. С ним размер облака увеличится до 1 или 3 ТБ, а из папок на Диске вы за несколько кликов сможете создавать красивые галереи. Подробнее о тарифе по ссылке.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы