Как зарабатывать на фотографии и делать это не в ущерб творчеству: делится фотограф Слава Новиков
Фотограф как психолог — ему важно раскрыть личность в кадре, а не сломать её.
Фотограф как психолог — ему важно раскрыть личность в кадре, а не сломать её.
Профессия фотографа многим кажется интересной, потому что даёт пространство для творчества. Но не каждый новичок задерживается в этой сфере надолго: из-за высокой конкуренции сложно выделиться, обеспечить себе стабильный поток заказов и хороший доход.
Среди моделей фотографа Славы Новикова — известные актёры и музыканты, а его рабочий день включает съёмки для журналов масштаба Vogue. Слава рассказал нам о том, какой путь прошёл в фотографии и какие способы заработка находил на разных этапах.
Я впервые взял фотоаппарат, когда мне было лет десять. Фотографировал друзей, родную деревню и вообще всё, что меня окружало, но интерес к этому делу быстро угас.
Снова фотоаппарат попал ко мне в руки уже во взрослом возрасте, когда другу-журналисту понадобилась помощь на съёмках. Тогда во мне что-то загорелось, и я понял, что фотография — это не просто хобби.
Рассказал всем друзьям, что теперь я фотограф. Так в моём портфолио появились первые платные съёмки — свадьбы и семейные праздники. На самом деле это самый частый и «спокойный» путь в профессию. Свадьба — событие, которое хочется запомнить, и фотограф на нём становится обязательным гостем.
Со временем меня начали считать профессионалом в нише, заказов было стабильно много, поэтому я продолжал работать на свадьбах. Но каждая съёмка проходила по одному и тому же плану: утро невесты, детали её букета, регистрация, совместная фотосессия молодожёнов, банкет. Это превратилось в рутину. Поэтому, несмотря на то, что зарабатывал я хорошо, со свадьбами решил завязать.
Мне хотелось привнести что-то новое. Но жанр свадебной фотографии ограничен рамками: ты не можешь снять молодожёнов, например, в костюмах клоунов.
Я решил поменять вектор, чтобы реализовать накопившиеся идеи, и в итоге ушёл в портретную историю. Творчества стало сильно больше, но в доходах я ощутимо просел на целый год: люди просто запомнили меня как свадебного фотографа и приглашали именно на такие мероприятия.
В тот период мне было важно вдохновляться хорошей съёмкой, ракурсами, одеждой, светом. Ведь главное вложение в творчество — это голова. Помогли фильмы: «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Маяк» Роберта Эггерса, работы Терренса Малика и Уэса Андерсона.
Моя первая съёмка со звёздами произошла случайно. Я слушал разные музыкальные группы и решил посмотреть, кто из них даёт концерты в ближайшее время. На афишах увидел Tequilajazzz. Было страшно, но я придумал идею и написал им с предложением — ребята согласились. За эту съёмку я не получил денег, но выжал из своего опыта всё, что мог, — и гордился собой.
Журналы — это больше про продвижение, чем про заработок на фотографиях. Но многие издания публикуют работы разных фотографов, если они подходят под их стиль. А рекламные съёмки — полноценная коммерческая история.
Я стараюсь из каждой фотосессии сделать концепт: найти предысторию и рассказать через свои кадры больше. Так получается передать индивидуальность героя. Чтобы задумка удалась, я обращаю внимание и на характер модели, и на техническую сторону. Важно всё: от команды до деталей — макияжа и реквизита.
Часто снимаю вместе с несколькими ассистентами, которые следят за фокусом и светом в кадре, визажистом, стилистом. У каждого из моих коллег свой подход, но благодаря частым совместным съёмкам у нас получается найти общий язык.
С концептом мне проще участвовать в международных конкурсах: люди лучше считывают идею фотографии, она привлекает больше внимания и получает отклик. Конкурсы — это хороший способ продвижения. Так мои работы два раза транслировались на цифровом баннере Таймс-сквер в Нью-Йорке, были на выставках в Париже, Барселоне, Глазго. А ещё в некоторых случаях это возможность получить дополнительный доход: например, в одном из конкурсов в прошлом году в качестве приза было три миллиона рублей.
Хороший портрет не будет буквальным. Я стараюсь уловить характер героя, внутреннюю структуру его личности и не ломать её в кадре, а, наоборот, подчёркивать и дополнять. Поэтому я даже чувствую себя больше психологом, чем фотографом: перед съёмкой изучаю соцсети, провожу созвоны, слежу за жестами и мимикой и прощупываю, насколько человек готов открыться.
По моим наблюдениям, мужчины более зажаты в кадре и, чтобы раскрыться, им нужна чёткая задача. А женщины более раскрепощённые — во многом на съёмках им помогает музыка. Причём в этом плане знаменитости и обычные люди не отличаются. Получается, абсолютно с любым человеком фотограф может найти коннект.
Я начал обучать, когда решил выйти из зоны комфорта и прокачать свои навыки общения. Выбрал офлайн-воркшопы, чтобы вживую делиться знаниями и общаться с другими фотографами.
Со временем цель изменилась: сейчас мне хочется, чтобы рос общий уровень фотографии и появлялось больше качественных, интересных кадров. Тем, кто приходит ко мне, я стараюсь помогать правильно выставлять свет и работать с моделью. Думаю, что начинающим это позволит достигнуть определённого уровня мастерства и стать профессиональными фотографами. А для меня воркшопы теперь — ещё один источник дохода.
Останавливаться на том, чего уже достиг, не собираюсь: если я не буду развиваться, то просто начну путь назад. А я так не хочу. В будущем планирую больше работать с кинопродакшеном, создавать постеры для фильмов и публиковать портреты в международных изданиях. При этом я не отрицаю влияние новых технологий, например нейросетей, на свою профессию. Соревноваться с ними не вижу смысла — лучше применять их при создании своих работ.
Cовместный тариф Яндекс 360 с Wfolio — тариф для фотографов, видеографов и дизайнеров. С ним можно хранить больше фото и видео на Яндекс Диске и в несколько кликов делать из облачных папок красивые галереи. Предложение доступно по ссылке.