Что нужно знать о дорожной карте: рассказываем простыми словами
Разбираемся, кому нужна roadmap и как ей пользоваться.
Разбираемся, кому нужна roadmap и как ей пользоваться.
В начале любого проекта важно чётко определить его исходную точку и желаемый результат. Структурировать задачи и выстроить путь для достижения цели поможет дорожная карта. В статье расскажем, почему важно пользоваться ей, и рассмотрим примеры таких карт.
Дорожная карта (roadmap) — это инструмент, который помогает увидеть долгосрочные цели проекта, его сроки и масштаб. С roadmap можно охватить взглядом весь объём работы, понять её суть и в то же время не вдаваться в подробности. В дорожной карте указывают цели проекта, отражают ключевые этапы и определяют, сколько времени они займут.
Пример роадмап — общедоступные карты CitHub, которые компания использует, чтобы сообщать о своих планах по развитию продукта.
Roadmap представлена в виде досок с карточками, в которых указаны направления и предмет работы. Карта поделена на колонки по временным рамкам — кварталам, а также отмечена специальными тегами. По ним можно отсортировать содержимое и увидеть связанные между собой задачи.
Ясность. Все участники проекта понимают, какие задачи и за какой срок необходимо выполнить. Общее видение ситуации делает процесс работы прозрачным и контролируемым.
Коммуникация. Если по какой-то причине компания решит изменить стратегию, всё будет прописано в роадмап — это позволит отделам скоординировать действия, ориентируясь на новые цели компании.
Контроль. Roadmap помогает контролировать, насколько успешно компания реализует свои планы.
Дорожную карту часто используют как синоним плана работ, но эти инструменты решают разные задачи. Роадмап позволяет получить общее представление о проекте, а план конкретизирует задачи на каждом этапе. Подробнее об их различиях рассказали в таблице.
Характеристики | Дорожная карта | План |
---|---|---|
Цель | Определить направление движения, стратегию, спланировать работу и распределить ресурсы | Составить руководство к действию, выбрать тактику |
Отвечает на вопросы | Что? Когда? | Как? |
Охват | Весь проект | Определённый этап |
Сроки | Указана общая продолжительность проекта и каждого этапа | Указаны дедлайны отдельных задач внутри этапа, без понимания общей картины |
Кто пользуется | Для всех участников процесса, в том числе и для коммуникации с партнёрами, клиентами, инвесторами | Предназначена для команды, которая непосредственно выполняет задачу |
Характеристики | Цель | Отвечает на вопросы | Охват | Сроки | Кто пользуется |
---|---|---|---|---|---|
Дорожная карта | Определить направление движения, стратегию, спланировать работу и распределить ресурсы | Что? Когда? | Весь проект | Указана общая продолжительность проекта и каждого этапа | Для всех участников процесса, в том числе и для коммуникации с партнёрами, клиентами, инвесторами |
План | Составить руководство к действию, выбрать тактику | Как? | Определённый этап | Указаны дедлайны отдельных задач внутри этапа, без понимания общей картины | Предназначена для команды, которая непосредственно выполняет задачу |
Дорожные карты используют в разных сферах бизнеса.
Разработка. Дорожная карта поможет понять, каким продукт должен быть в итоге и какие основные критерии необходимо соблюсти. Также она позволит распределить задачи и назначить сроки для их выполнения так, чтобы работа одного отдела не тормозила другой.
Продукт. Roadmap позволяет оценить, удалось ли достичь цели в установленные сроки или же потребуется дополнительное время. Это помогает учитывать полученный опыт и более рационально распределять ресурсы.
Маркетинг. Роадмап помогает отслеживать результаты, чтобы своевременно корректировать стратегию и эффективнее распределять ресурсы. Например, в карте можно указать ежемесячный KPI для каждого канала продвижения, чтобы своевременно отключать те, что не приносят результат.
Управление. Дорожная карта поможет среагировать на задержки до того, как они станут проблемой. По roadmap руководитель сразу видит, когда срыв дедлайна становится критичным и как он повлияет на другие этапы работы. Это позволяет оперативно принять меры и не допустить срыва проекта.
Продажи. Дорожная карта помогает концентрироваться на приоритетных задачах и держать фокус на показателях, которые напрямую влияют на конечный результат. Например, если приоритетная задача — это увеличение конверсии лидов, то команда сосредоточится на улучшении процесса продаж, а не на поиске новых.
Роадмап создают в начале проекта. Разберём по шагам, как это сделать.
Выберите формат и сервис. Это могут быть схемы, интеллект-карты, диаграммы. Составить roadmap можно на разных сервисах, например таблицы, Яндекс Концепт. Формат нужно выбирать исходя из того, параллельно или последовательно будет выстроен рабочий процесс. Инструмент должен позволять быстро построить нужную схему.
Сформулируйте чёткую и измеримую цель. Определите её с помощью принципов SMART — так цель будет конкретной и достижимой. Например, внедрить новую CRM-систему за четыре месяца или вывести новый продукт на рынок до конца текущего года.
Определите ключевые этапы. Каждый должен быть частью общей цели и логически связан с остальными. Также установите контрольные точки — это момент, в который вы достигаете промежуточных целей или завершаете этап. Определите для каждой точки требования, чтобы понимать, что успешно её прошли.
Назначьте ответственных и дедлайны. Важно указать общие сроки для проекта и каждого этапа. При определении дедлайнов учитывайте возможные риски — у вас должно быть время на устранение форс-мажоров. Назначьте ответственного за каждый этап — это позволит контролировать процесс и управлять им.
Актуализируйте. Дорожную карту необходимо периодически пересматривать, чтобы она соответствовала реальности. Это поможет компании оставаться конкурентоспособной и избежать неудачи из-за устаревших данных.
Составить роадмап можно в разных сервисах. Самым простым вариантом будут таблицы. В них можно отобразить информацию по принципу диаграммы Ганта. Это инструмент, который помогает в планировании и управлении. В нём две оси: горизонтальная — временная шкала, а вертикальная — список задач. Это позволяет отследить, сколько занимает каждый этап и можно ли выполнять их одновременно.
Например, в Яндекс-таблицах можно загрузить свои шаблоны, составить новые и не переживать, что информация может не сохраниться.
Если же вам необходимо выстроить связи между элементами или требуется дополнительная информация из разных источников, то лучше выбрать другие инструменты, которые позволят добавить скрин презентации или схему.
Например, в Яндекс Концепте можно работать с разными шаблонами, добавлять пометки и отмечать коллег, назначая ответственных. В сервисе более 50 инструментов для работы — от стикеров до интеллект-карт.