Рассказываем, что такое B2B, B2C и B2G простыми словами
Рассказываем об особенностях каждой модели бизнеса и показываем примеры компаний.
Рассказываем об особенностях каждой модели бизнеса и показываем примеры компаний.
В бизнесе есть разные модели взаимодействия с заказчиком: B2B, B2C и B2G. Каждая из них имеет свои нюансы и особенности. Если их знать, можно лучше понять клиента, определить действенные методики продаж и эффективнее вести переговоры. В статье разберём нюансы каждой модели бизнеса и выясним, чем они различаются.
В разных моделях взаимодействуют два из трёх основных участников торговли. Они вступают друг с другом в рыночные отношения: продают и покупают различные товары и услуги.
Модель B2C, или business-to-consumer, расшифровывается как «бизнес покупателю». Здесь покупателем товаров или пользователем услуг компании будут физические лица, то есть обычные люди.
Разнообразие сфер и широкий ассортимент. Бизнес по модели B2C охватывает самые разнообразные сферы деятельности: от кондитерской и магазина обуви до фитнес-центра и шоурума. Покупатели могут найти нужный товар или приобрести услуги, чтобы закрыть практически все свои потребности. Продажа товаров и услуг в этой модели чаще всего ориентируется на массовый спрос, но в качестве целевой аудитории выбирает определённые группы клиентов, например молодых мам, спортсменов, семейные пары, студентов или работающих взрослых людей.
Доступность. Чтобы привлечь как можно больше клиентов, бизнес открывает точки продаж офлайн и онлайн. Магазины, пункты выдачи товаров или офисы обычно располагаются в удобных локациях города, а мобильное приложение, интернет-магазин или выход на маркетплейсы помогают повысить продажи.
Высокая конкуренция. Широкий ассортимент и большое количество B2C-продавцов создают борьбу за клиента — в итоге компании ищут всё новые и новые способы привлечь покупателей или посетителей, чтобы увеличить выручку. Для этого они активно используют рекламу, спецпредложения и акции.
Внимание к сервису. На рынке B2C клиент всегда имеет выбор и часто выбирает ту компанию, которая максимально о нём заботится и соответствует его ожиданиям. Чтобы сохранить клиента, бизнес сегмента B2C старается наладить сервис: подключать онлайн-оплату товаров и услуг, предлагать доставку, улучшать коммуникацию и другое.
В модели B2C компания продаёт товары и услуги обычному человеку как конечному потребителю. Этот сегмент отличается большим ассортиментом, сочетанием офлайн- и онлайн-продаж, высокой конкуренцией и массовым производством. Большую роль для покупателей играют эмоции, репутация компании и уровень сервиса. Такая модель даёт предпринимателю свободу и возможность устанавливать свою цену на товары и услуги, но одновременно заставляет бороться за внимание людей и продажи.
Развлечения и досуг — кинотеатры, кафе и рестораны, парки культуры и отдыха, стриминговые сервисы.
B2B (business-to-business), или «бизнес бизнесу», охватывает сегмент, где одна компания продаёт товары и услуги другой компании. В роли покупателя выступают не физические лица, а предприниматели, крупные корпорации и организации. На B2B-рынке продавец и покупатель — это партнёры. Продавец зарабатывает за счёт того, что продаёт товары и услуги, а покупатель улучшает свои бизнес-процессы или приобретает товар, чтобы перепродать его или использовать в производстве.
Специфические продукты и услуги. Бизнесу могут понадобиться определённые уникальные товары: например, детали для сборки автобусов, жатые ткани для производства джинсов или ручки для мебели. Часто уникальные товары для конкретной сферы производит лишь несколько предприятий в стране.
Ограниченный размер целевой аудитории. Из-за специфики товаров и услуг сегмент B2B охватывает меньше клиентов, чем B2C. Из-за этого найти покупателя может быть сложно. Компании, которые начинают сотрудничество, часто продолжают его на долгосрочной основе с надёжными партнёрами, — например, заключают контракт на год или сразу на несколько лет.
Долгий цикл сделки. Чтобы приобрести товар или услугу, представитель бизнеса должен заключить договор — процесс сделки в модели B2B не похож на обычную покупку в магазине. С момента первого контакта бизнеса с бизнесом может пройти несколько недель и даже месяцев: всё потому, что процесс принятия решения о сотрудничестве проходит через несколько согласующих лиц. Принимает решение о покупке чаще всего руководитель отдела, куда нужен товар или услуга, финансовый директор, который выдаёт деньги, или руководитель всей компании.
Особые инструменты продвижения. Бизнес в сегменте B2B продвигает свой продукт или услуги для других бизнесов и опирается не на эмоции, а на чёткие выгоды и конкурентные преимущества. Чтобы найти покупателей, используют бренд-медиа, контекстную рекламу, контент-маркетинг, а также профильные мероприятия и личные контакты.
Высокая стоимость сделки. Бизнес обычно продаёт и покупает товар не поштучно, а в большом количестве: например, если нужно поставить муку в сеть пекарен, то контракт может стоить сотни тысяч и даже миллионы рублей.
В бизнес-модели B2B одни компании сотрудничают с другими. В этом сегменте высока стоимость сделки, а бизнесы работают друг с другом долгосрочно. Чтобы найти покупателя на товар или услугу, нужно пройти много цепочек согласований, а цикл сделки может занимать до нескольких месяцев. Для продвижения своего ассортимента компании используют email-рассылки, мероприятия, контекстную рекламу или торговых представителей.
В сегменте B2G, или business-to-government, бизнес производит услуги и товары для государства. В этой сфере госзакупки любого формата регулируются законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Государственные предприятия, которые выступают в роли клиента, могут быть из разных сфер деятельности: школы, больницы и поликлиники, учреждения культуры, правоохранительные органы и органы власти.
Объёмные заказы. Государство обычно выступает самым крупным заказчиком и заключает крупные, дорогостоящие сделки, например, на ремонт дорог или закупку медицинских препаратов в больницы.
Система тендеров. Продать что-то или стать поставщиком в госучреждение просто так не получится — для этого нужно победить в тендере. Это торги, в которых участвует несколько B2G-компаний, и среди их предложений выбирают самое выгодное и конкурентоспособное. Для участия компании регистрируются на специальных площадках, собирают большой пакет документов и описывают своё предложение.
Сложный маркетинг. Рекламировать свой продукт в сфере B2G довольно сложно, так как реклама строго регламентирована и опирается на федеральные законы о тендерах. Репутация компании играет не последнюю роль — именно на неё смотрят заказчики от государства, чтобы заключить долгосрочные контракты. Для продвижения используют личные контакты, отправляют коммерческие предложения и выходят на тендерные процедуры.
Высокий уровень качества. Чтобы сотрудничество состоялось, госпредприятие потребует документы, которые смогут подтвердить безопасность товаров, соответствие нормам и требованиям закона, — например, сертификаты соответствия, лицензии на работу или другие документы.
Строгая отчётность. Сделки с государством должны быть закреплены множеством документов — это необходимо для подтверждения трат из бюджета и соответствия регламентам закупок.
Компании сегмента B2G продают товары и услуги государству. Чтобы выйти на сделку, не нужно привлекать клиентов рекламой или сервисом — достаточно принять участие в тендере и выиграть его. Для этой модели характерны крупные сделки с государственными предприятиями и органами власти — в процессе работы с ними чаще всего требуется готовить множество документов и нести ответственность за качество.