Что такое декомпозиция и для чего она нужна
Рассказываем, как декомпозиция поможет сделать сложный проект управляемой системой.
Рассказываем, как декомпозиция поможет сделать сложный проект управляемой системой.
Когда перед вами стоит абстрактная цель или сложная задача, не всегда понятно, с чего начать и как действовать. Разобраться с тем, как выстроить работу, поможет декомпозиция. В статье рассказываем, что это такое и как с её помощью быстрее достигать результата.
Декомпозиция — это разделение целого на отдельные составляющие. Декомпозировать можно сложные проекты, большие задачи, долгосрочные и краткосрочные цели.
Разберём на примере. Онлайн-школе нужно сделать лендинг нового курса. Вот как будет выглядеть декомпозиция этой задачи:
Декомпозиция помогает создать систему работы, где все действия будут ясными и прозрачными. Вам станет понятно, что нужно делать и как двигаться вперёд.
Декомпозиция даёт:
Чтобы успешно декомпозировать цели или задачи, нужно соблюдать несколько правил.
Директор магазина → сократить расходы на 10%, использовать рабочие часы только в рамках бюджета.
Администратор → не тратить больше 30 часов в неделю на всех сотрудников.
Продавец → за один час пополнить витрины и проверить зал на чистоту.
Декомпозировать процесс можно по-разному. Это зависит от формата и специфики самой работы. Рассмотрим несколько вариантов.
По этапам. Метод используют, если нужно работать последовательно. Один этап следует за другим, их нельзя выполнять параллельно или пропускать. Пример — запуск блога компании. Эту задачу можно декомпозировать так:
По функциям. В таком процессе декомпозиция задач будет зависеть от направлений деятельности.
Например, нужно повысить удовлетворённость клиентов на 50% за девять месяцев. Каждый отдел получит собственную подзадачу. Отделу маркетинга нужно будет создать новую программу лояльности, а отделу аналитики — отслеживать результаты работы нового сервиса.
По сценариям. Здесь список задач составляют исходя из пользовательских сценариев, которые стоит учесть. Разберём на примере доставки продуктов. Например, магазину нужно разработать приложение. Команда определяет, по каким сценариям может действовать покупатель:
Когда сценарии определены, команда приступает к декомпозиции. Например, чтобы реализовывался третий сценарий, нужно оформить карточки с рецептами, добавить возможность автодобавления ингредиентов в корзину, добавить информацию об остатках товара в магазине, предоставить возможность выбирать дату и время доставки.
Чем больше таких сценариев удастся предугадать и проработать, тем успешнее будет сам продукт, так как он будет отвечать большему количеству запросов пользователей.
Декомпозированные цели и задачи нужно визуализировать — это помогает всегда помнить о текущем приоритете и отслеживать прогресс. С визуальными инструментами можно точнее планировать и эффективнее контролировать процессы. Вот какие можно использовать.
Диаграмма Ганта. Она помогает оценить объём работы. С её помощью можно проследить, как задачи связаны между собой и можно ли выполнять их одновременно.
Этот гибкий инструмент используют во многих сервисах управления проектами. Например, в Яндекс Трекере можно добавлять или удалять необходимые параметры, сортировать задачи по удобному для вас признаку, менять приоритеты вручную. Это позволит выстроить работу так, чтобы вам было удобно.
Доска Kanban. Один из инструментов метода Kanban — она напоминает доску со «стикерами».
Цели разделяют по статусам выполнения и перемещают их из одной колонки в другую. Статусы могут быть разными, всё зависит от специфики деятельности компании. Например, «В работе» → «На согласовании» → «Закрыта» или «Надо сделать» → «В разработке» → «В процессе тестирования» → «Готово».
Задачи выполняют согласно текущим приоритетам. В Kanban удобно отслеживать прогресс работы всей системы.
Доска Scrum. Это разновидность Kanban-доски, но с фокусом на цели в определённом периоде. С её помощью можно увидеть, сколько задач открыто, сколько взяли в работу, что проверяют и что уже сделано.
С помощью Яндекс Трекера можно организовать любую работу. Для этого достаточно выбрать подходящий инструмент. Общее пространство Трекера позволит сохранить всю информацию, донести её до участников системы, проанализировать процесс и эффективность работы в команде.
Не дробить задачи на слишком мелкие части. Если увлечься декомпозицией, вам будет сложно контролировать систему и появится риск скатиться в формализм.
Будьте готовы к внезапным манёврам. Декомпозиция не предусматривает все события. На работу могут повлиять внешние обстоятельства, которые невозможно предсказать. В этом случае придётся подстраиваться под изменения, пересматривать стратегию и декомпозировать ещё раз.
Закладывайте больше времени. Поскольку система не учитывает форс-мажоры, важно устанавливать дедлайны с запасом, чтобы было время справиться с непредвиденными обстоятельствами.
Формулируйте цели на всех уровнях по SMART. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными по времени. Например, необходимо найти двух крупных клиентов за три месяца, чтобы поднять продажи на 15%. Подробнее о методике SMART читайте в статье.