Как руководителю принимать верные управленческие решения
Рассказываем, когда принимаются управленческие решения и как делать это грамотно.
Рассказываем, когда принимаются управленческие решения и как делать это грамотно.
Руководитель компании каждый день принимает важные для бизнеса решения. От них зависит прибыль предприятия, выбор надёжных партнёров и итог работы всего коллектива. При этом все руководители принимают управленческие решения по-разному. В статье расскажем о том, какие методы бывают и как оценить их эффективность.
Управленческим решением называют любое решение, которое напрямую влияет на бизнес: компания должна предпринять определённые действия или, наоборот, отказаться от них. Обычно его принимает руководитель компании или начальник отдела.
Важные решения принимаются в пределах компетенций, а не выше их: например, менеджер по продажам не сможет изменить миссию всей компании одним решением, даже если захочет. Чтобы принять управленческое решение, нужно два шага: понять, что есть задача или проблема, и выбрать лучший вариант решения из возможных.
Директор компании по продаже питьевой воды понимает, что выручка компании по итогам года не выросла. Для этого он собирается с руководителями отделов и думает, как это исправить. Директор принимает осуществимое решение — повысить цену за 1 литр, так как считает, что это повысит общую выручку и не вызовет оттока клиентов.
Управленческим не будет считаться решение, которое не повлияет напрямую на бизнес, а ещё то, что не получится осуществить в силу разных обстоятельств.
Например, бизнес будет работать по-прежнему, если руководитель заменит неудобные рабочие кресла сотрудникам, продлит свой отпуск или перенесёт время встречи с партнёром. Также не будет управленческим решение, которое не получится реализовать: например, открыть филиал в Москве без бюджета на это, сократить сразу половину сотрудников с сохранением работоспособности отделов или сменить сферу деятельности компании за несколько дней.
В менеджменте выделяют три главных подхода к принятию решений: интуитивный, основанный на опыте и рациональный. Каждый из них имеет свои особенности.
Интуитивный подход. В этом случае руководитель опирается на собственную интуицию и решает небольшие, нестратегические задачи: выбирает кандидата на роль начальника отдела по внутренним ощущениям или распределяет сотрудников по командам для работы над проектом, основываясь на чутье. Если опираться только на интуицию, можно ошибиться в выборе и не оценить всех плюсов и минусов разных вариантов решения проблемы.
Подход, основанный на опыте. Такой вариант основан на том, что руководитель копирует свой предыдущий положительный опыт: например, запускает акцию, принимает решение о том, как обойти конкурентов, выбирает партнёров или определяет, какого сотрудника повысить. Опираясь на опыт, руководитель может не заметить, что в отрасли произошли изменения или появились новые методы решения проблемы.
Рациональный подход. Этот метод можно назвать оптимальным, потому что основывается на сравнении и анализе, а затем — на принятии взвешенного решения. Руководитель определяет проблему или задачу, оценивает риски в проекте, разрабатывает сам или получает от сотрудников несколько вариантов решения, а потом выбирает самый лучший.
Оценивать все возможные альтернативы долго и дорого, поэтому этот подход скорее уместен для принятия очень важных решений, которые кардинально влияют на бизнес: вопрос о ликвидации компании, ребрендинге, сделках слияния и поглощения, реорганизации или смены миссии.
Шаг 1. Поймите проблему или поставьте задачу. В этом помогут совещания или личные беседы с ключевыми сотрудниками, а ещё постоянный анализ работы компании.
Шаг 2. Выберите метод, который поможет принять правильное решение. Можно выделить несколько популярных методов принятия управленческих решений — воспользуйтесь одним из них или несколькими одновременно.
Перед запуском новой линейки шоколада директор кондитерской фабрики попросил маркетологов проанализировать рынок — так он понял, что стоит ориентироваться на аудиторию любителей полезных сладостей, и скорректировал состав.
Рекламной компании нужно придумать идею, как продвинуть продукт клиента. Чтобы подобрать как можно больше вариантов, руководители отделов собираются на мозговой штурм и вместе с креаторами и дизайнерами обсуждают и записывают все предложения. Руководитель смотрит весь список и выбирает три лучшие идеи.
Директор магазина одежды решил запустить сайт, чтобы находить новых клиентов и наращивать продажи. С помощью декомпозиции он решил, что нужно сначала найти ИТ-агентство, назначить встречу и подписать договор, продумать и прописать содержание сайта, а затем протестировать и прорекламировать клиентам.
Руководитель сети кафе понял, что компания находится в стагнации, и решил, что нужно что-то поменять. Чтобы вывести фирму на новый уровень, он провёл анализ и нашёл ответы на вопросы: в чём компания сильна, что с ней не так, что ей угрожает или мешает и в чём потенциальные возможности. По итогам он составил таблицу и придумал варианты решения проблемы: изменил меню, сделал ремонт помещений и открыл детские комнаты.
Для обсуждения проблем и задач с коллегами можно использовать сервисы Яндекс 360 для бизнеса. С их помощью получится использовать разные методы принятия управленческих решений в команде: например, зафиксировать итог обсуждения в Яндекс Документах, провести мозговой штурм онлайн через Телемост или оформить идеи экспертов в Презентациях.
Шаг 3. Разработайте варианты. На этом этапе обдумайте варианты решений или поручите это подчинённым — они могут предложить разные сценарии действий и описать их плюсы и минусы.
Шаг 4. Сравните разные варианты решения между собой. Это поможет оценить, какие затраты несёт каждое из них, какие преимущества или минусы есть, какой вариант самый эффективный.
Шаг 5. Воплотите в жизнь принятое решение. Это финальный этап, в процессе которого выбранное решение внедряется в компании, а потом оцениваются его результаты.
После принятия управленческого решения оцените его эффективность — это поможет проанализировать, был ли достигнут эффект, решена ли проблема и стоит ли поменять подход в будущем.
Чтобы оценить экономическую эффективность, сравните ключевые показатели компании до и после: затраты, прибыль, выручку и итоговую маржинальность.
Руководитель ресторана принял управленческое решение: расширить меню и добавить опцию доставки на дом. Через год после внедрения этого решения он оценил, верно ли это было, — сравнил, как изменилась прибыль компании, средний чек, и окупились ли вложения.
Понять, было ли решение правильным, можно и по социальному эффекту, то есть по влиянию на общество, природу и людей. Так, после открытия нового филиала можно оценить, сколько появилось рабочих мест.
Часто оценка результатов может показать и то, что решение было неверным: например, если выросло количество неудовлетворённых сотрудников, не решилась проблема или бизнес понёс дополнительные расходы, которых можно было избежать.