Плюсы и минусы облака и сервера: что выбрать бизнесу
Сравнили решения по четырём параметрам: затраты, реализация, масштабирование и безопасность.
Сравнили решения по четырём параметрам: затраты, реализация, масштабирование и безопасность.
Когда бизнес вырастает до определённых масштабов, ему уже не хватает возможностей, которые дают обычные пользовательские сервисы. Чтобы создать единое рабочее пространство для всех сотрудников, требуется корпоративное решение. Встаёт вопрос: как это реализовать — самостоятельно создать IT-инфраструктуру с нуля или выбрать готовый облачный продукт. В статье разбираемся, чем облако отличается от сервера и какие есть плюсы и минусы облачных технологий и локальных решений.
Облако и сервер — это два разных подхода к хранению и обработке информации, а также к оказанию IT-услуг.
Сервер — это физическое устройство, на котором можно хранить данные и которое предоставляет ресурсы для работы корпоративных сервисов, например почты, программ для видеоконференций и мессенджеров.
На базе собственного или арендованного сервера можно развернуть локальную IT-инфраструктуру. В этом случае оборудование физически находится в офисе компании или у стороннего поставщика в дата-центре. При этом бизнес самостоятельно отвечает за все данные, а также за настройку необходимых сервисов, поддержание их работы и развитие.
Облако — это удалённые ресурсы, доступ к которым возможен из любой точки мира.
Облачные решения, так же как и серверы, включают в себя место для хранения данных, вычислительные мощности, базы данных, сети и другие IT-услуги. Но при такой инфраструктуре компания получает уже готовые сервисы — с полноценными интерфейсами и определённым функционалом.
Облачная инфраструктура упрощает бизнес-процессы, поскольку компании, например, не нужно следить за состоянием физического оборудования и периодически его обновлять. А ещё проще масштабироваться при растущих потребностях бизнеса — добавить места в облачное хранилище или увеличить количество пользователей.
Прежде чем ответить на вопрос «Облако или свой сервер?», нужно понять их плюсы и минусы. Рассмотрим четыре важных аспекта, которые важно учитывать при выборе решения для компании.
В пятилетнем разрезе затраты на облако и локальный сервер примерно одинаковые, но есть несколько деталей.
Внедрение собственной инфраструктуры обойдётся дороже, чем облачной. Расходы на локальное решение в первый год примерно в три раза больше, чем в последующие. Бизнесу нужно купить оборудование и обучить или даже нанять технических специалистов, которые займутся его обслуживанием. Фактически, когда компания решает построить локальную инфраструктуру, она теряет возможность реинвестировать часть средств в развитие бизнеса.
Облако не требует капитальных затрат: расходы на серверы, и другое железо, и их настройку берёт на себя вендор. Сложное обучение для сотрудников также не понадобится: провайдер предоставит инструкции и поддержку, которая поможет пользователям разобраться в сервисах.
Другой момент, который важно учесть, — оборудование быстро устаревает. Если бизнес планирует работать на локальном сервере, ему придётся обновлять технику каждые несколько лет. С облачными решениями таких проблем нет: даже если оборудование у вендора устареет, его быстро заменят — бизнес не столкнётся ни с какими сложностями и дополнительными затратами.
Чтобы построить локальную инфраструктуру, нужно потратить много ресурсов компании:
У крупной компании есть возможность выделить специалиста или небольшую команду конкретно для этих задач, а малому и среднему бизнесу, скорее всего, придётся подключать дополнительные ресурсы.
Начать работу с облаком проще. Для этого нужно определить, какие потребности должно закрывать решение — например, чтобы была доступна корпоративная почта, был режим совместной работы с документами и закрытый контур. Затем бизнес выбирает вендора, переносит все данные и процессы и обучает сотрудников работе с новыми инструментами — с этим поможет поставщик решения.
Локальную инфраструктуру сложно масштабировать быстро: для этого нужно определить необходимые мощности, купить дополнительное оборудование и всё настроить. Это не только потребует финансовых вложений, но и замедлит или приостановит рабочие процессы. Например, если на сервере закончится память для хранения данных, команде придётся искать временные решения, пока проблему не решат, — хранить документы на личном диске или пересылать их через личные мессенджеры, что может привести к утечке данных.
Объёмом облачных решений легко управлять. Если нужно добавить новых пользователей, увеличить память и рабочие мощности — можно переключиться на следующий тариф. При этом компания не тратит лишних ресурсов: операционными процессами занимается вендор, а бизнес может уделять внимание и время основным рабочим задачам.
При использовании собственного сервера у компании есть полный контроль над данными и доступом к ним, при этом все меры по обеспечению безопасности бизнес должен принимать самостоятельно. Надо учесть, что ответственность в таком случае тоже полностью лежит на компании — у неё должен быть штат IT-специалистов, готовых не только создать и поддерживать инфраструктуру, но и оперативно реагировать на возможные угрозы и атаки, чтобы защитить рабочий контур от злоумышленников.
Управление и контроль безопасности в облачной инфраструктуре зависит от поставщика услуг. Вендоры, которые хотят без ограничений работать на российском рынке, обязаны соблюдать требования к безопасности ЦОДов и защищать клиентов от вирусов и DDoS-атак.
Например, так к безопасности подходит Яндекс 360:
Если у бизнеса есть ресурсы на создание и поддержку работы локальной инфраструктуры, можно выбрать собственный сервер. В таком случае компания самостоятельно отвечает за безопасность данных, но не будет зависеть от сторонних поставщиков.
Облачные решения подойдут, если важны гибкость и возможности для быстрого масштабирования. Кроме того, это выгодный вариант для малого и среднего бизнеса: он не требует больших капитальных затрат на старте и ресурсов на амортизацию оборудования — эти вопросы решает вендор.