Подкасты: особенности формата и польза для бизнеса

Пошагово рассказываем, как записать первый подкаст и сколько это стоит.

25.11.2024
Подкасты: особенности формата и польза для бизнеса

Подкасты запускают как крупные бренды, так и отдельные эксперты, чтобы привлечь новую аудиторию и клиентов. Разбираемся, почему этот формат стал так популярен, нужен ли подкаст вашему бизнесу и как запустить его с нуля.

Что такое подкаст простыми словами

Подкаст (podcast) — это запись разговора нескольких людей или монолога ведущего на какую-либо тему. Этот формат похож на передачу по радио, когда на программу приглашают эксперта.

Подкасты делят на эпизоды и сезоны, как сериалы. Новые выпуски выходят еженедельно или реже — строгих правил нет, периодичность выбирает автор.

Выделяют разные жанры подкастов: например, разговорный напоминает ток-шоу с приглашёнными гостями, а документальный — передачу про исторические события или известных личностей. Существуют также видеоподкасты — это ролики с записью интервью или беседы. Обычно они выходят вместе с привычным аудио.

Скриншот 255
На Яндекс Музыке есть отдельная подборка с подкастами, которые выходят и в формате видео

Подкасты становятся всё популярнее, и количество слушателей в России каждый год увеличивается на 10%. Вот почему аудитория полюбила этот формат:

  • Можно слушать, когда удобно. Для подкастов не надо выделять отдельное время, как для просмотра кино или интервью. Аудио можно включить, когда убираешься, едешь в машине или тренируешься.
  • Большой выбор тем. Есть подкасты на широкие темы психологии и финансовой грамотности и на более узкие: вязание, философия, кинология и другие. Легко найти выпуск под свой запрос.
  • Доступно на разных устройствах и площадках. Если запустил выпуск на ноутбуке, не нужно прерываться, чтобы пойти погулять: запись доступна и со смартфона.

Зачем бизнесу нужны подкасты

Аудитория подкастов растёт, поэтому для бизнеса это эффективный способ продвигать себя. Многие бренды давно освоили этот формат, например ВкусВилл, Тинькофф, МТС, Кинопоиск.

Вот чем полезны подкасты для бизнеса:

  • Повышают лояльность аудитории. Живое и непринуждённое общение создаёт у слушателей ощущение, что они тоже участвуют в разговоре с хорошими знакомыми. Это вызывает больше доверия к компании и её услугам.
  • Привлекают новую аудиторию. Темой подкаста могут заинтересоваться люди, которые раньше не знали про компанию. Даже если сам человек не станет клиентом, он может поделиться понравившимся выпуском с друзьями и коллегами. Также новых слушателей могут привлечь интересные гости, которые делятся уникальной информацией.
  • Развивают HR-бренд. Если в подкасте сотрудники компании рассказывают о внутренней кухне, компании становится проще привлечь соискателей, которые быстро впишутся в корпоративную культуру.
  • Ненавязчиво рекламируют продукт. В подкасте можно периодически упоминать про услуги и продукты компании. Лучше связать это с темой выпуска. Например, компания, которая развивает сервис для онлайн-записи клиентов, может сделать подкаст о проблемах салонов красоты.
Скриншот 254
Т-Банк делает подкаст про инвестиции, чтобы помочь текущим клиентам и привлечь новых

Сколько стоит сделать подкаст

Запустить подкаст можно практически без вложений и команды — достаточно микрофона или даже встроенного диктофона на смартфоне. Но если хочется сделать сразу более качественный контент, вот какие расходы стоит учитывать:

  • Аренда студии. Студии предоставляют всё необходимое оборудование и иногда предлагают дополнительные услуги, например монтаж подкаста.
  • Оборудование. Если планируете делать подкаст в офисе, понадобятся свои микрофоны, звуковая карта или рекордер, чтобы записывать всех участников разговора одновременно. Для дополнительного удобства нужны держатели для микрофона. Оборудование можно купить на Авито или взять в аренду.
  • Монтаж и другие услуги. Самое главное, без чего подкаст не получится, — это монтаж. Также потребуются услуги дизайнера для отрисовки обложки. Монтаж и оформление можно поручить штатным специалистам компании. Если такой вариант не подходит, то лучше обратиться в агентства, которые предоставляют все нужные услуги комплексно. Также можно найти фрилансера, обычно их прайс ниже.
Аренда студии (с оборудованием)3 000 руб./час
Монтаж4 000 руб. / час записи
Дизайн обложки3 000 руб.
Микрофонот 6 000 руб.
Звуковая картаот 7 000 руб.
Цены сильно варьируются и зависят от региона, технического оснащения студий и опыта специалистов

Необязательно сразу покупать профессиональную технику и нанимать дорогих экспертов. Первые выпуски нужны, чтобы протестировать идею и проверить интерес аудитории. Уже в процессе можно дорабатывать подкаст: совершенствовать звук, делать более сложный монтаж и расширять команду.

Запуск подкастов: как создать подкаст с нуля

Чтобы создать подкаст, надо продумать стратегию, а потом приступать к реализации. Вот из каких этапов состоит весь процесс:

1. Концепция и контент-план. Подумайте, для чего вашему бизнесу нужны подкасты. Поставьте цель и пропишите конкретные метрики. Можно использовать метод SMART, чтобы цель соответствовала глобальной стратегии компании и реальным ресурсам. Подробнее о методе рассказали в статье.

Продумайте формат и составьте контент-план с разными темами для нескольких выпусков. Например, если делаете подкаст про психологию, чтобы продвигать сервис с онлайн-консультациями, можно пригласить экспертов, которые ведут приём на сайте, или попросить клиентов поделиться реальными историями.

2. Производство. Это подготовка к конкретному выпуску и запись подкаста. Определитесь с локацией и оборудованием. Пропишите сценарий, чтобы ведущие не отходили от темы и смогли уложиться в отведённое время. Если приглашаете экспертов, заранее узнайте, как их представить слушателям, согласуйте вопросы и темы для обсуждения. Запишите материал.

3. Обработка материала. Отдайте монтажёру записи и обсудите пожелания: нужно ли убирать паузы и запинки или оставлять более спонтанную речь, понадобится ли вступительная музыка и другие аспекты.

4. Публикация на площадках. Добавьте на страницу подкаста название, обложку, короткое описание, ссылки на социальные сети или сайт.

Где публиковать подкасты

Подкасты слушают на разных площадках и в соцсетях, например:

  • Подкасты для iPhone, iPad и MacBook;
  • Google Podcasts на Android;
  • Яндекс Музыка;
  • ВК и другие.
Скриншот 253
На площадках обычно есть подборки по темам и другим параметрам. Например, на Яндекс Музыке постоянно обновляется раздел «Выбор редакции»

Нет необходимости вручную загружать каждый эпизод на все площадки. Достаточно выбрать хостинг, на котором будет храниться весь контент, и автоматически дублироваться на выбранные вами платформы. Вот примеры площадок, на которые можно загружать неограниченное количество подкастов бесплатно:

  • Mave.digital. Недавно появилась платная подписка с расширенной аналитикой, встроенной разметкой глав и другими функциями.
  • Castbox.fm. Англоязычная платформа для подкастеров и слушателей.
  • Podster.fm. Русскоязычный сервис. Разработчики обещают добавить монетизацию через рекламу и донаты.

Как оценивать эффективность подкаста

Помимо отзывов и комментариев, которые видят все пользователи, можно изучать аналитику в личном кабинете хостинга. У каждого сервиса свои метрики, обычно это количество подписчиков и прослушиваний, процент дослушиваемости.

Один пользователь может слушать выпуск несколько раз: чтобы получить статистику без таких повторов, обратите внимание на метрику «Количество уникальных слушателей». Чтобы проанализировать целевую аудиторию, обратитесь к демографическим показателям: пол, возраст, регион.

Если вы проводите опросы на сайте или в социальных сетях компании, добавьте туда вопросы про подкасты, чтобы получить обратную связь и оценить эффективность.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы